Аналитическая справка о работе по оказанию помощи пожилым людям в Кировской области
база практик

Аналитическая справка о работе по оказанию помощи пожилым людям в Кировской области

Связь поколений
География проекта
Кировская область
Сроки проведения
2013-2020 г.

Для анализа ситуации по оказанию помощи гражданам старшего поколения в Кировской области изучены статистические данные, государственная программа Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства области от 24.12.2013 № 241/931, закон Кировской области от 11.11. 2014 г. № 469-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», доклад главы департамента социального развития Кировской области «Итоги работы ведомства за 2014 год»; статистическая форма 6 собес «Сведения о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 11.09.2009 г. № 196 «Об утверждении статистического инструмента для организации Минздравсоцразвития РФ федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений социальной защиты населения», нормативно-правовые акты Правительства области и департамента социального развития области, касающиеся данной проблемы. Всего 24 документа, материалы печатных и электронных СМИ.

В соответствии с данными Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на начало 2015 года население Кировской области составляло 1304,3 тысяч человек, в том числе более 26 % — граждане старше трудоспособного возраста, т.е. доля пожилых граждан достаточно высокая, этот показатель выше общероссийского. По прогнозам Росстата на период до 2031 года, в Кировской области на 2015 год процент категории на селения старше трудоспособного возраста в общей численности населения области достигнет 27,2 , а в 2020 году — 30,1 %. Таким образом, насущная необходимость решения проблем пожилых жителей Кировской области, как значительной по количеству социально — демографической группы, будет для государственных органов управления актуальной и в дальнейшем.

В структуру государственной программы области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области на 2013-2020 годы» входит подпрограмма «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста, целью которой является улучшение социального положения и качества жизни граждан пожилого возраста в Кировской области, а одна из значимых задач — создание условий для обеспечения активного долголетия граждан пожилого возраста. обеспечение предоставления мер социальной поддержки, доплат к пенсиям и дополнительного пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста.

Подпрограмма «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста» разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 № Пр-3464 ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010 года.

Необходимость разработки Подпрограммы обусловлена актуальностью проблемы повышения качества жизни пожилых людей и создания условий для формирования оптимальной среды их жизнедеятельности. Процесс старения населения в Российской Федерации сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения.
По состоянию на 01.01.2013 каждый пятый житель России (30,7 млн. человек) «перешагнул» трудоспособный возраст. По прогнозу, в России к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения возрастёт до 26,4%, что составит 37,4 млн. человек. Увеличится и число граждан старших возрастных групп.

Данные тенденции характерны и для Кировской области. А потребность в совершенствовании политики и практики социальных институтов в отношении пожилых людей определяется необходимостью:

  • увеличения ресурсного обеспечения достойного уровня и качества их жизни. Для этого необходимо обеспечение доступности к медицинскому обслуживанию, расширение спектра и объема социальных и реабилитационных услуг, решение проблем в сфере пенсионного обеспечения, защиты старости через создание комфортных форм проживания и активности пожилых людей;
  • признания роли пожилых людей в современном обществе и расширения возможностей пожилых людей в развитии и влиянии на общественные процессы, эффективного использования социально-трудового потенциала пожилых людей.

Одной из самых значимых составляющих социальной политики является выполнение социальных гарантий и обязательств перед населением области, в том числе перед пожилыми людьми. Предоставление мер социальной поддержки пожилым гражданам позволяет улучшить их материальное положение.
За 2012 год численность пожилых граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки, составляет 147008 человек, на 01.10.2013 — 156156 человек (без учета пожилых граждан, являющихся инвалидами).

Современную систему социального обслуживания граждан пожилого возраста Кировской области характеризуют следующие тенденции развития:

  • повышение объема и качества предоставляемых надомных и реабилитационных услуг;
  • внедрение новых технологий работы с гражданами пожилого возраста, направленных на обеспечение максимально возможного пребывания человека в привычной социальной среде;
  • снижение темпов увеличения количества лиц, нуждающихся в помещении в дома-интернаты общего типа, посредством внедрения новых технологий социального обслуживания;
  • повышение внимания к развитию личности, сохранению интеллектуальной и физической активности граждан пожилого возраста и инвалидов.Активно развиваются такие инновационные стратегии домашнего ухода, как институт приемной семьи для граждан пожилого возраста.

В рамках реализации областной целевой программы «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 — 2015 годы внедрена стационарозамещающая технология «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», количество приемных семей по сравнению с 2011 годом увеличилось с 40 до 60.

Это способствовало ликвидации в 2013 году очерёдности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты общего типа (в 2011 году очередность составляла 40 человек).

В связи с увеличением количества пожилых людей в структуре населения области возникает объективная потребность в создании геронтологического центра по разработке, апробации, методическому обеспечению геронтологических методик, инновационных социальных технологий, способствующих увеличению продолжительности и качества жизни в пожилом возрасте.
Требует внимания проблема улучшения среды жизнедеятельности пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Кировской области.

Увеличивается количество пожилых граждан, проживающих в семье и нуждающихся в социальном сопровождении в дневное время, что связано с особенностями психического развития пожилого человека, проявляющимися в ухудшении памяти, внимания, слуха, зрения, излишней доверчивости. Вследствие несоблюдения различных правил безопасности они могут нанести вред своему здоровью или стать жертвой мошенничества в период отсутствия родственников, осуществляющих уход за ними.

Все более актуальными становятся активное взаимодействие с семьей, в которой проживает пожилой человек, внедрение новых форм социального обслуживания, позволяющих членам семьи не только обеспечить своего подопечного необходимым социальным уходом, но и вести активный образ жизни.
В современном обществе формируется новый тип пожилого человека — человека независимого, социально активного, стремящегося адаптироваться в современном социокультурном пространстве. Поэтому от социальных служб требуется совершенствование форм досуговой деятельности пожилых людей, способствующих сохранению здоровья, развитию мировоззрения и духовности.
В связи с расширением практики предоставления различных услуг в электронном виде особое значение приобретает организация обучения пожилых людей и инвалидов навыкам пользования компьютером и информационно — телекоммуникационной сетью «Интернет».

Для решения вышеуказанных проблем настоящей Подпрограммой предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на модернизацию и повышение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, внедрение инновационных социальных технологий, способствующих созданию благоприятных условий для обеспечения здоровья пожилых людей, увеличению продолжительности их жизни, оптимизации их среды жизнедеятельности, на расширение коммуникационных связей и интеллектуального потенциала, совершенствование форм досуговой деятельности.

В целях организации отдыха и досуга граждан пожилого возраста учреждениями социального обслуживания планируется развитие таких направлений социокультурной деятельности, как организация клубов по интересам, работа университетов и школ третьего возраста, занятия спортом и разнообразная физическая активность, конкурсные и тематические мероприятия, социальный туризм (в том числе и виртуальные путешествия), повышение компьютерной грамотности пожилых людей. В учреждениях социального обслуживания населения продолжится оборудование компьютерных классов, в рамках областного проекта по повышению компьютерной грамотности населения к обучению граждан пожилого возраста будут привлечены волонтеры — студенты и школьники.

К важными показателями реализации подпрограммы относятся «увеличение количества граждан пожилого возраста, проживающих в приемных семьях, до 80 человек (к 2020 г.), а также увеличение количества граждан пожилого возраста, принявших участие в культурно-досуговых и оздоровительных мероприятиях, до 16000 человек.

В 2014-ом году на территории Кировской области практически каждый четвертый (390 тыс. человек) являлся получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального (175 тыс. человек), либо областного (215 тыс. человек) бюджетов, при этом на учете в управлениях социальной защиты населения состояло 720 тыс. получателей (в 2013 году — 639 тыс. получателей).
Сумма денежных средств, направленных на предоставление мер социальной поддержки, cоставила более 4 млрд. 600 млн. рублей.

В Кировской области функционирует разветвленная сеть государственных учреждений социального обслуживания населения. По состоянию на 1 января 2015 года в Кировской области действует 61 учреждение социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям с детьми, в их числе:

  • 41центр социального обслуживания населения;
  • 15 домов-интернатов;
  • 5 специализированных учреждений социального обслуживания населения.

Как уже было сказано выше, доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Кировской области ежегодно увеличивается и в настоящее время составляет 26%.

Ежегодно в этих учреждениях получают различные услуги около 400 тысяч пожилых людей, к примеру, в 2011 году — 395026 человек, в 2012 году — 395376 человек, что составляет 27,9 % численности населения области.

К примеру, в течение 2014 года социальные услуги на дому получили 14 тыс. 782 человека, что на 3,9% больше чем в 2013 году (в 2013 году — 14 тыс. 233 человека). Эта форма обслуживания стабильно востребована, ее значимость заключается в сохранении микросоциума пожилого человека, а качество услуг во многом зависит от отношения к ней социального работника и его квалификации.

К сожалению, следует отметить, что заработная плата этой категории работников социальных служб остается очень низкой, несмотря на повышение денежного вознаграждения в соответствии с поручением Президента РФ. В числе проблем, осложняющих работу по повышению качества жизни пожилых граждан, отмечается в докладе департамента социального развития области об итогах работы системы за 2014 год.

Несмотря на наличие системы учреждений, оказывающих адресную помощь пожилым людям, инвалидам, действующая сеть учреждений социального обслуживания населения области не удовлетворяет существующей потребности в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа и психоневрологического типа.

Согласно методических рекомендаций Минтруда России по расчету потребности субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, в области не хватает:

  • 2 домов-интернатов общего типа;
  • 2 психоневрологических интернатов;
  • 1 специализированного дома-интерната.

В государственной программе обозначены проблемы пожилых граждан, в том числе системные. Прежде всего это касается оказания социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам, проживающим в сельской местности. Следует отметить, что в сельской местности доля граждан старшего поколения растет значительно быстрее, чем в городах, поэтому именно в сельской местности необходимо активизировать участие социума в улучшении качества жизни пожилых. Без сомнения, органы социальной защиты населения делают многое — внедряют инновационные технологии оказания адресной помощи — мобильные бригады, участковый принцип обслуживания, институт приемной семьи для престарелых и инвалидов, но этого недостаточно.

Одной из системных проблем является ухудшение показателя физического и психического здоровья пожилых людей старшего возраста. Увеличивается численность стариков, признанных инвалидами вследствие психических заболеваний, а также число пожилых людей в стационарных учреждениях, находящихся на постельном режиме. Отсюда — необходимость улучшения условий проживания в существующих стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.

Не случайно, важным показателем эффективности государственной программы социальной поддержки и социального обслуживания граждан Кировской области в отношении пожилых людей является «доля граждан пожилого возраста, которым улучшены условия проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания, в общем числе проживающих в стационарных учреждениях». В соответствии с программой, в 2015 году этот показатель должен быть улучшен для 462 проживающих.

Еще одним показателем государственной программы области, реально улучшающим условия комфортности проживания пожилых — количество граждан старшего возраста, проживающих в приемных семьях. Ка уже было отмечено выше, институт приемной семьи внедрен в Кировской области в 2011 году, за время его деятельности зарекомендовал себя только с положительной стороны — никакое казенное учреждение не заменит тепло проживания в семье. С экономической точки зрения эффективность этого института в том, что он позволил снизить, а затем и совсем ликвидировать очередность в дома-интернаты общего типа уже в 2013 году (в 2011 году она составляла 40 человек). К 2020 году численность пожилых граждан, проживающих в приемных семьях, будет увеличен до 80 человек.

Благодаря реализации мероприятий, прописанных в вышеупомянутой государственной программе, а также областной целевой программе «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011-2015 годы«.
В 2014 году очередность граждан, нуждающихся в стационарной социальной помощи, сократилась на 29,1% по сравнению с 2013 годом. По состоянию на 01.01.2015 очередь в психоневрологические дома-интернаты составила 367 человек (на 01.01.2014 — 474 человека).

В 2014 году, в связи с принятием 28.12.2013 года федерального закона «Об основах социального обслуживания населения» № 442—ФЗ, в Кировской области проводилась большая работа по приведению нормативно-правовой базы организации социального обслуживания населения в соответствии с данным законом. Прежде всего это касалось правовых, организационных и экономических основ социального обслуживания граждан на территории Кировской области, разграничению полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, прав и обязанностей как получателей, так и поставщиков социальных услуг, принципов социального обслуживания, прежде всего соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, адресности предоставления социальных услуг, сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, введения индивидуальных программ, организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении). При условии соблюдения всех этих значимых моментов, качество оказания социальных услуг должно улучшиться, а вместе с тем повыситься и качество жизни пожилых людей.

Итогом этой работы стало принятие в ноябре 2014 года закона Кировской области от 11.11. 2014 г. № 469-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области», который и определил в настоящее время принципы, виды и формы обслуживания, предоставляемые пожилым гражданам на территории Кировской области. Можно предположить, что с принятием данного закона правительством области будут предприняты решения, способствующие обеспечению закона в полной мере, в том в финансовом плане.

По материалам доклада главы департамента социального развития Кировской области К. Лебедева об итогах 2014 года в задачах на 2015 год в области социально поддержки и социального обслуживания населения, можно выделить направления работы по улучшению оказания услуг населению, касающиеся граждан старшего поколения. Это продолжение работы по поэтапному переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, анализ эффективности внедрения технологии оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и рассмотрение вопроса о распространении пилотного проекта на всю территорию области, организация социального обслуживания населения в рамках реализации Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан», продолжение оптимизации структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения в целях выполнения мероприятий по повышению эффективности и качества социальных услуг, развитие инновационных технологий социального обслуживания населения, повышение квалификации кадрового состава учреждений социального обслуживания.

Проанализировав государственную программу, которая включает в себя подпрограмму «Повышение качества пожилых людей», а также изучив областную целевую программу «Развитие систем стационарного социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Кировской области» на 2011 — 2015 годы, другие изученные документы, мы пришли к выводам, что несмотря на сложившуюся, достаточно разветвленную сеть учреждений социального обслуживания населения (в каждом муниципалитете имеется центр социального обслуживания населения), имеются проблемы, которые требуют совместных решения органов исполнительной власти и гражданского общества. К примеру, цифра, которая обозначена в государственной программе и предполагает увеличение количество пожилых людей, получающих услуги культурно-досугового и оздоровительного направления, в текущем году до 16 тысяч человек (по данным департамента социального развития области).

В 2014 году социальные услуги в центрах социального обслуживания населения получили 113 тыс. 256 граждан пожилого возраста и инвалидов, что на 5,7% меньше, чем в 2013 году. Это вызвано проведением мероприятий по оптимизации сети учреждений (закрыты отделения социально-медицинского обслуживания на дому, временного и дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, геронтологические отделения).
Предполагается, что организация досуговых, социокультурных, образовательных услуг может осуществляться учреждениями культуры, образования. Практика показывает, что, государство не всегда имеет возможность удовлетворять потребности пожилых граждан в спектре востребованных представителями старшего поколения интересов и новых, возникающих в современной действительности направлений деятельности.

В Кировской области социальные службы, как и во многих регионах России, сосредоточены, в соответствии с законодательством, на организации социально-бытовых услуг, поддержании здоровья и досуга пожилых.

Однако, как правило, в этом случае пожилые люди выступают в качестве потребителей услуг и не больше. В то же время, позиция активного участника общественной жизни остается нереализованной. Как показывает опыт, для этого требуется, с одной стороны, наличие специальных общественных институтов, имеющих целью поддержку социальных инициатив, а, с другой стороны, наличие доступной информации о том, где знания и опыт пожилых могут быть востребованы.

Информирование о возможностях возраста, расширение образовательных возможностей и возможностей самоопределения и самореализации для пожилых позволили бы поднять уровень социального и психологического благополучия этих людей, удовлетворяя их потребность в развитии и активном использовании своих ресурсов и опыта на благо общества.

К сожалению, в нашей области на сегодняшний день, отсутствует культура и практика участия пожилых людей в жизни общества в качестве, например, волонтеров. А именно участие пожилых людей в качестве волонтеров в жизни общества дает возможность применения своих знаний и опыта, накопленных за годы жизни, активно реализовать в себя в качестве руководителя или обычного участника, повысить свою значимость не только на уровне семьи, но и всего общества.

Дополнительное обучение позволяет получить новые знания и навыки, благодаря которым пожилые люди могут пробовать себя в новых сферах деятельности. В поручении по разработке Стратегии совместных действий в интересах пожилых людей по вопросам развития системы социальной защиты пожилых людей, которое дал Президент РФ В.В. Путин на Госсовете, прошедшем в Воронеже в августе 2014 года, отмечается: «В нашем обществе уже давно есть запрос на новую, современную политику в отношении людей старшего возраста», — отметил Путин на заседании президиума Госсовета РФ. «Она должна опираться на дифференцированный подход, на создание условий, обеспечивающих как активное долголетие, так и эффективную поддержку тем, кто нуждается в помощи». В целях эффективной интеграции в обществе пожилые люди должны рассматриваться не только в качестве полноправных членов общества, имеющим право на помощь и поддержку, но и являться его ценностью, ресурсом, как основы для будущего развития страны вместе с другими возрастными категориями. Президент подчеркнул, что «для реализации новой политики потребуются кардинальные изменения в работе систем соцзащиты, здравоохранения, образования». «Надо будет откорректировать ряд отраслевых программ, уделить особое внимание развитию негосударственного сектора предоставления услуг».

Именно в этом направлении осуществляется взаимодействие государства и гражданского общества, некоммерческих организаций (НКО). В материалах, изученных при подготовке аналитической справки, имеется упоминание единственное упоминание о взаимодействии департамента социального развития с пенсионным фондом. Хотелось бы отметить, что круг социальных партнеров может быть значительно расширен. Это касается и образовательных, и социокультурных, досуговых услуг.

На наш взгляд, услуги пожилым в этих направлениях могли бы оказывать на принципах эффективного партнерства именно представители НКО, желающие работать с пожилыми гражданами.

К примеру, можно отметить весьма эффективное партнерство Кировского областного общества «Знание» России и департамента социального развития в реализации социального проекта «Развитие системы геронтообразования на территории Кировской области в целях улучшения качества жизни пожилых людей». Анализ результатов успешно реализованного, в партнерстве с департаментом проекта «Развитие системы геронтообразования на территории Кировской области в целях улучшения качества жизни пожилых людей», привел нас к выводу о необходимости создания в г. Кирове Школы геронтоволонтёра «Пожилые помогают пожилым». В настоящее время мы проводим совместную работу по реализации данного проекта.

Подобные проекты дают возможность накопления опыта социального партнерства органов государственной власти и НКО в целях повышения качества жизни пожилых людей.

По мнению представителей НКО, работающих с пожилыми людьми в Кировской области, полученному по результатам анкетирования, (проведено в ходе обучающего семинара, организованного обществом «Знание» для НКО) основные трудности взаимодействия с органами власти и бизнесом заключаются в отсутствии поддержки со стороны местных властей, длительное по времени решение вопросов, бюрократии, несовершенство законодательной базы. Вот конкретное мнение одного респондента: «Власть не воспринимает СО НКО как своих партнеров в работе с пожилыми людьми, а отношение к ним у власти потребительское».

Без сомнения, есть и другая сторона медали. Это умение самих НКО находить компромиссы в отношениях с властью, отсутствие навыков и опыта социального проектирования, навыков работы с оргтехникой, пробелы в знаниях законодательства и др.

Но есть еще и третья сторона — сами пожилые граждане. Ряд респондентов отмечают низкую социальную активность самих пожилых людей, нежелание менять свою жизнь.

А направления деятельности, в которых хотели бы работать представители НКО области (а некоторые уже работают) достаточно широки. Это и организация культурного досуга пожилых, медико-социальная помощь, помощь в трудоустройстве, защита прав и интересов пожилых граждан, инвалидов, благотворительная деятельность.

Стопорами в работе НКО с пожилыми могут быть и чисто материальные вопросы. Участники опроса отметили нехватку финансовых ресурсов, трудности с арендой помещения, отсутствия транспорта у НКО (с учетом больших расстояний между поселениями в некоторых районах области, отсутствием дорог). Отсюда — низкий охват пожилого населения услугами, особенно в глубинке. В данном случае проблемы некоммерческих организаций и органа государственной власти — департамента социального развития области совпадают.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: работа с пожилыми в Кировской области проводится, но требуется определенный толчок в развитии социального партнерства власти, бизнеса и НКО, осознание всеми сторонами потенциального партнерства значимости и полезности этой работы в полном объеме. Деятельность Проекта Благотворительного фонда «Самарская Губерния по развитию территориальных ресурсных центров в ряде субъектов Российской Федерации в этом направлении, на наш взгляд, крайне своевременна и полезна. В случае успеха, работа с пожилыми представителей НКО, поддержанных органами власти на всех уровнях, даст высокий результат.

Составитель:
Координатор Проекта «Территориально-Ресурсные Центры» в Кировской области
В.И. Коробанов

География проекта
Кировская область
Сроки проведения
2013-2020 г.

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ