Новые горизонты своими руками
база практик

Новые горизонты своими руками

Связь поколений
География проекта
Алтайский край
Сроки проведения

Направление работы

Гражданское общество, создание условий для активного участия в жизни общества пожилых людей различных возрастных групп через обеспечение доступа пожилых людей к информационным и образовательным ресурсам.

Организация, реализующая социальную практику

Автономная некоммерческая организация «Центр проектных решений общественно-активных школ» (АНО «ЦПР ОАШ»)

Руководитель организации Митина Алёна Александровна
Руководитель проекта Полянских Ольга Николаевна

Краткое описание социальной практики

В местных сообществах объединяет усилия по повышению качества жизни пожилых людей такой социальный институт как – школа. Школа, берущая сознательно на себя миссию по включению в число обучающихся всего местного сообщества – общественно-активная (ОАШ). Число таких школ в России более 600, в Алтайском крае – 38 (по данным Всероссийского портала общественно-активных школ). В проекте «Новые горизонты своими руками» — 12 образовательных учреждений, входящих в сеть ОАШ, осуществляют обучение людей старше 55 лет базовым ИКТ компетенциям, навыкам пользования порталом госуслуг, навыками пользования сервисами он-лайн сбербанка, социальными сервисами общения – скайп, «одноклассники», «фейсбук».

Уникальность проекта в том, что обучают людей серебряного возраста ребята в возрасте 9-17 лет в рамках освоения программы курса внеурочной деятельности «Информационные сервисы для граждан», в которой практика обучения пожилых – 10 часов, как индивидуальная практическая работа. Ребята в рамках курса внеурочной деятельности имеют возможность выбора индивидуального образовательного маршрута по направлениям специализации: «доброволец-педагог по работе с представителями серебряного возраста», «доброволец – организатор социального взаимодействия с представителями серебряного возраста», «доброволец – менеджер программ обучения представителей серебряного возраста», «доброволец – ИТ- специалист в рамках программ обучения представителей серебряного возраста», «доброволец – ИТ-специалист по технике и безопасности» и по окончанию курса (34 учебных часа) пройти сертификацию квалификации.

Общим культурно-досуговым мероприятием, подводящим итог реализации проекта, стал форум ИТ-тимуровцев с участием: обучающих, людей серебряного возраста, кураторов проекта в школах, родительской и педагогической общественности, представителей благотворителей и органов власти на базе одной из школ – участников проекта.

Описание социальной проблемы

Недостаточно развитый уровень культуры по принятию серебряного возраста как людьми старше 55 лет, так и молодёжи в местном социуме.

В современной России за последние 10 лет на 13% увеличилось количество людей старше трудоспособного возраста. По данным статистики на начало 2014 года практически каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного. На начало 2014 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1869 женщин.
По среднему варианту прогноза Росстата к началу 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения страны возрастет до 26,7%, а их численность достигнет 39,5 млн. человек. Следовательно, без активного участия в жизнедеятельности общества, сохранить качество жизни пожилых (уровень дохода, социальная включенность, социальная востребованность) будет сложно, на фоне работы стереотипов молодёжи в отношении пожилых: «обуза», «не владеющие современными компетенциями (ИКТ, финансовые механизмы…).

Цифровое неравенство в доступе к ИКТ сервисам и Интернету для людей старше 55 лет.
Согласно исследованию PIW, только 3% людей, старше 55 лет имеет в России доступ в сеть Интернет. Для сравнения в США это 55%, в Европе в среднем 37%.

Целевая группа

Основная целевая группа – жители местных сообществ – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в реализации проекта институциональные структуры и субъекты, в том числе:

  • Органы местного самоуправления.
  • Образовательные учреждения, включающие в свою миссию формирование «обучающихся сообществ» — школы ОАШ, через развитие добровольчества посредством курсов внеурочной деятельности.
  • Коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения молодёжи и пожилых людей.

Цель проекта

Развитие благотворительности, добровольческой (волонтерской) деятельности по отношению к пожилым гражданам; формирование позитивного и уважительного отношения к старости и пожилым людям, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям через: обучение не менее 60 человек серебряного возраста ИКТ компетенциям, подготовку не менее 60 волонтеров, проведение ИТ-форума тимуровцев.

Задачи

  • разработка и реализация образовательной программы повышения ИКТ компетентности граждан пожилого возраста, включающих компетенции: финансовой грамотности граждан пожилого возраста – сервисы он-лайн сбербанка; он-лайн сервисов портала госуслуг, сервисов социальной коммуникации (текст программы на 10 часов, методическое обеспечение организаций-партнеров, видеоресурсы – обучение не менее 60 человек в год на базе не менее 12 образовательных учреждений);
  • разработка и реализация образовательной программы курса внеурочной деятельности для волонтеров в возрасте от 9 до 17 лет, направленных на освоение и разработку механизмов, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории людей серебряного возраста, включая лиц с особыми образовательными потребностями, образовательное консультирование и сопровождение – программа на 34 учебных часа, в числе которых 10 часов – обучение людей серебряного возраста – обучение не менее 60 человек;
  • разработка и апробация механизма сертификации квалификации волонтеров-добровольцев по направлениям: «доброволец-педагог по работе с представителями серебряного возраста», «доброволец – организатор социального взаимодействия с представителями серебряного возраста», «доброволец – менеджер программ обучения представителей серебряного возраста», «доброволец – ИТ- специалист в рамках программ обучения представителей серебряного возраста», «доброволец – ИТ-специалист по технике и безопасности»: анкета, тест, итоговый видеопродукт (возможно коллективный);
  • обеспечение институализации сотрудничества АНО и образовательных учреждений, некоммерческих, общественных организаций в локальной базе образовательных учреждений и АНО (договоры сотрудничества, взаимные обязательства) – участие не менее 12 организаций;
  • организация и проведение ИТ-форума участников проекта – участие не менее 120 человек, представляющих все целевые группы проекта.

Этапы реализации социальной практики

1. Проектировочно-аналитический – выявление запроса на оказание услуги обучения людей серебряного возраста (запрос информации в советы ветеранов, опросы в семьях учащихся школ), выявление запроса в образовательных учреждениях на организационно-методическую поддержку (директора и зам. директоров по УВР); разработка образовательной программы для людей серебряного возраста и разработка программы курса внеурочной деятельности для добровольцев, разработка инструментария сертификации квалификаций добровольцев, размещение на moodle среде.

2. Этап информационный — информирование о проекте и его технологии представителей:

  • образовательных сообществ (на курсах повышения квалификации по воспитательной работе, на педагогических съездах и форумах, рассылка информационных писем);
  • людей серебряного возраста (на совещаниях и съездах ветеранов, руководителей ветеранских организаций по рассылке и др.);
  • представление идеологии проекта и контакта организаторов в СМИ;
  • передача информации «из уст в уста» теми, кто прошёл обучение или имеет намерение учиться.

3. Этап практический состоит из следующих действий:

  • Заключение договора между образовательной организацией и АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ», передача информационно-образовательных ресурсов, включение волонтеров добровольцев в базу данных и выдача логинов и паролей для обучения в moodle среде.
  • Прохождение обучение волонтерами, выбор направления сертификации, прохождение практики-обучение людей серебряного возраста.
  • Оформление заявки на участие в ИТ-форуме, участие в форуме-сертификация участия в проекте и сертификация квалификации (по выбору и желанию).
  • Подготовка информации для СМИ (в местном сообществе, на региональном и федеральном уровне), размещение информации на сайте АНО и образовательного учреждения.

4. Этап сопровождения состоит из двух ступеней сопровождения для детей-добровольцев:

  • Сопровождение на этапе обучения волонтеров на двух уровнях: куратор в образовательном учреждении (очные встречи, поддержка), координатор проекта в АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ» (анализ результатов в moodlе среде)
  • Сопровождение в процессе проведения занятий с людьми серебряного возраста: на двух уровнях: куратор в образовательном учреждении (очные встречи, поддержка), координатор проекта в АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ» (анализ результатов заполнения рефлексивного дневника в moodlе среде).
  • Сопровождение в процессе сертификации участия в проекте и сертификации квалификаций: куратор в образовательном учреждении – сдает ведомость выполнения стажерской практики, куратор в АНО – готовит сертификат участия в проекте, в случае выбора добровольцем квалификационного уровня – проверяет выполнение заданий и готовит сертификат квалификации.

Сопровождение для людей серебряного возраста: на уровне образовательного учреждения – возможность получить консультацию у своего учителя, на уровне АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ» — включение в проект в качестве добровольца-учителя для людей старше 55 лет; возможность участия в ИТ-форуме.

Технология

  1. Самоопределение администрации и куратора образовательного учреждения на участие в проекте, заключение договора с АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ».
  2. На уровне образовательного учреждения составление списка участников проекта –добровольцев и запрос доступа в moodle среду для обучения добровольцев: анкетирование и самоопределение варианта образовательного маршрута участников-добровольцев.
  3. Образовательный – на основе согласованного в школе графика-обучения и сроков практического этапа.
  4. Практический — состоящий из проведения занятий с людьми серебряного возраста (не менее 10 занятий). Занятия проводятся в соответствии с индивидуальным расписанием для каждого обучающегося, за которым закреплено 1-2 куратора-добровольца-школьника. Занятия могут проводиться как в образовательном учреждении, так и на дому в случае наличия в собственности пожилого человека мобильного гаджета.
    Пожилому человеку также выдается сертификат обучения по программе «Электронные сервисы для граждан» после выполнения теста и размещения коллективной видео работы на ютубе (ссылка загружается куратором на moodke среду).
  5. Сопровождение участия в проекте и сертификации.
  6. Результаты

    • увеличение числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности в пользу пожилых людей – 24 администратора школ (директора и зам. директора по УВР); 13 педагогов-кураторов проекта на уровне школы; 10 привлеченных специалистов для проведения мастер-классов на ИТ-форуме; 60 добровольцев-детей в возрасте от 9 до 17 лет;
    • формирование культуры добровольческой деятельности в формате межпоколенческого диалога и совместной деятельности (проведение совместных праздников «Дней знакомства» и «Дней завершения обучения», акции подготовки и издания с применением ИКТ-технологий «Книги жизни поколения»);
    • поддержание проектов молодых добровольцев, где пожилые выступают как активные участники процесса, в том числе предлагая своим помощникам знания и опыт – предложен для разработки на новый год проект «Интернет-магазин – своими руками»;
    • использование ресурсов пожилых добровольцев для развития «программ добрососедства» и социальной поддержки на местном уровне – добровольцы серебряного возраста обучают своих коллег;
    • содействие размещению в средствах массовой информации сведений о благотворительных и добровольческих проектах по поддержке пожилых людей и самих пожилых добровольцев, включая результаты, истории успеха и т.д. – в СМИ (в том числе на сайтах школ) размещено 17 новостных сообщений.

    Ресурсы

    АНО «ЦПР ОАШ» имеет в своих рядах 11 добровольцев, которые со-участвуют в разработке и реализации проекта, создан и наполняется сайт, есть страничка в фейсбуке.

    Разработаны и размещены в moodle среде 2 образовательные программы для людей серебряного возраста и для ребят-добровольцев, разработана система сертификации квалификаций добровольцев.
    Договоры с организациями-партнерами и взаимное сотрудничество с 20 организациями.

    Способы, методы оценки

    • Договоры с организациями.
    • Система сертификации квалификаций.
    • Анкетирование участников программы.

    Трудности

    • Низкая мотивация на обучение людей серебряного возраста.
    • Недостаток управленческих квалификаций руководителей образовательных учреждений по управлению коллективом в условиях проектной деятельности.
    • Административное назначение куратором проекта в школах специалиста ИКТ- учителя информатики.

    Перспективы развития социальной практики

    Распространение технологии на другие образовательные учреждения Алтайского края и школы ОАШ России.
    Участие в программах оказании государственных услуг по обучению пожилых людей ИКТ навыкам.

    Контакты

    Контактное лицо Митина Алёна Александровна
    Адрес электронной почты baevalen@mail.ru
    Почтовый адрес 656045, г. Барнаул, ул. Купинская 11А
    Телефон 8-906-960-41-54
    Сайт организации http://cproah.ru/

    Информация об организации

    Дата создания: 18.08.2014 года
    Дата принятия решения о регистрации в Минюсте РФ – 1.10.2014
    Дата регистрации: 8.10.2014 года

    Основные виды деятельности:

    • проектная деятельность в образовательных системах разного уровня;
    • научно-педагогическая деятельность, консалтинг в сфере образования;
    • издательская деятельность.

    Достижения:

    Партнерские договоры сотрудничества в рамках проекта с 20 организациями трех секторов общества: школы, АНО, власть, бизнес-сектор.
    Поддержка проекта осуществлена региональным благотворительным фондом «Самарская губерния» на средства, предоставленные АО «Райффайзенбанк».

    Сотрудничество:

    • Российское Агентство развития информационного общества РАРИО.
    • Ассоциация обучающих центров.
    • ООО «БТП».
    • ООО «Центр Ключевых решений».
    • Сбербанк России.
    • МБОУ Лицей №3 г.Барнаула.
    • МБОУ СОШ №48 г.Барнаула.
    • МБОУ Контошинская СОШ Косихинского района.
    • МБОУ Первомайская СОШ Павловского района.
    • МБОУ Прутская СОШ Павловского района.
    • МБОУ СОШ №17 г.Бийска.
    • МБОУ Старобелокурихиская СОШ Алтайского района.
    • МБОУ Тюменцевская ООШ Тюменцевского района.
    • МКОУ Грязновская СОШ Тюменцевского района.
    • МКОУ Ключевская ООШ Тюменцевского района.
    • МКОУ Березовская СОШ Тюменцевского района.
    • МКОУ Карповская СОШ Тюменцевского района.
    • Омская региональная общественная организация «Центр инноваций социальной сферы».
    • Региональный благотворительный фонд «Самарская губерния».
    • Союз ветеранов (Советы ветеранов).
География проекта
Алтайский край
Сроки проведения

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ