Татьяна Кононыгина — председатель правления Орловской общественной организации «Знание», руководитель территориального ресурсного центра Коалиции НКО «Забота рядом»
Как появилась идея
Проект «Телефонные цепи» родился во время первой волны пандемии. Когда были закрыты организации и учреждения, те, кому за 65, не выходили из дома. Для активных пожилых людей, которые привыкли общаться, участвовать в общественной работе, заниматься творчеством, это стало настоящей трагедией. У пожилых людей изменился привычный образ жизни, стали одолевать страхи, обострились болезни, присутствовал стресс. Это в полной мере испытали на себе студенты нашего «Народного университета „золотого“ возраста», который действует на протяжении двух десятилетий. Очные занятия были прекращены. Возникло состояние неопределённости. Мы получали массу звонков с вопросами: что делать, как себя вести, как помочь себе и близким, что будет дальше. Пришло осознание, что люди нуждаются в дополнительной информации специалистов, поддержке, дружеском и доверительном общении.
Понимая, что одним из самых важных и традиционных каналов коммуникации для людей в возрасте 60+ является телефон, мы придумали технологию «Телефонные цепи». «Почему не „цепочка“?» — спрашивают многие. С самого начала реализации проектной идеи мы поставили для себя задачу сделать телефонное общение крепким, постоянным, нацеленным на долговременную устойчивую связь.
Как мы запускали проект
На старте мы организовали группу из 20 волонтёров, в которую вошли активные студенты «золотого» возраста, преподаватели и организаторы «Народного университета». Провели с ними инструктивно-методический семинар, на котором сориентировали, как будем действовать, кто будет координатором, куда будем сообщать информацию о проблемах пожилых. Обсудили, каких специалистов из числа медицинских работников и психологов будем привлекать для консультаций и советов в затруднительных ситуациях.
Открыли бесплатную для всех входящих звонков телефонную линию 8-800 и запустили первую «Телефонную цепь». 20 волонтёров звонили минимум четырём пожилым людям каждый, контакты брали в базе студентов и волонтеров «Народного университета». Спрашивали о самочувствии, задавали вопросы, в чём нуждаются, чем помочь, передавали информацию об актуальных телефонах по доставке лекарств, продуктов, называли номера горячих линий городских служб и организаций обеспечения жизнедеятельности. Брали на контроль вопросы, которые требовали дополнительного изучения. В завершении разговора волонтеры просили собеседников позвонить ещё как минимум двоим сверстникам, те в свою очередь обращались с аналогичной просьбой и так далее. Что получалось? 20 позвонили четверым, охват составил 80 человек, 80 позвонили двоим — получили сообщение уже 160 человек, которые позвонили ещё двоим и т.д. И так за очень короткое время круг общения расширялся в геометрической прогрессии.
О технологии «Телефонные цепи» мы рассказали партнерам из НКО, социальных служб сельских территорий и малых городов. Они тоже присоединялись к проекту, это оказалось несложно: технология не требует значительных финансовых средств. Таким образом, мы охватили общением несколько сотен человек, получили информацию о тех, кто живет один и нуждается в помощи. Информацию передавали в волонтёрский штаб и в другие организации — тем, кто имеет возможность помочь.
Мы обучили дополнительно 20 волонтёров сельских территорий, которые начали работать по технологии «Телефонных цепей».
Какие эффекты действия проекта
Даже находясь дома в пандемию, пожилые люди, привыкшие к активной жизни, имели возможность самореализоваться и продолжать деятельность. Для тех, кто никогда не участвовал в общественной работе, появилась возможность включиться в деятельность и попробовать себя в новой роли.
Так мы привлекли к участию пожилых, ограниченных в движении и не выходящих из дома. Они взяли на себя роль коммуникаторов — звонят своим сверстникам с инвалидностью, для них быть причастным к важному общему делу очень важно.
Одним из эффектов для государства стало снижение нагрузки на социальные, медицинские учреждения, горячие линии, а также развитие общественной активности людей.
Каковы основные результаты
За пять с половиной месяцев (с 15 октября 2020 года по 1 апреля 2021 года) мы:
-
Выявили более 1200 одиноких пожилых,
-
Обучили 40 волонтёров «золотого» возраста,
-
Подготовили и издали журнал «Золотая осень», в котором рассказали об опыте волонтеров золотого возраста и проекте «Телефонные цепи».
-
Выпустили методическое пособие «Общение пожилых людей по телефону», соавторами которого стали, в том числе волонтеры проекта.
Что мы планируем
Мы продолжаем проект, планируем тиражировать практики на всей территории Орловской области. В ближайших планах — обучить ещё 100 волонтеров сельских территорий.
Практика «Телефонной цепи» может быть использована и для создания хорошего настроения, и для изучения общественного мнения, и для сообщения важной информации.
Предлагаем каждому сообществу, каждой организации, занимающейся помощью пожилым, наладить свою «Телефонную цепь». Это несложно и малозатратно, а эффект превосходит ожидания!