Новости

Важно для каждого из нас максимально продлевать период активного смыслового и содержательного наполнения жизни

  • Новости Альянса

Интервью с экспертом. Костенко Н.В. : "Важно для каждого из нас максимально продлевать период активного смыслового и содержательного наполнения жизни"

О старшем поколении, стереотипах и новых возможностях - в интервью с ректором Академии устойчивого развития, руководителем программы «Альянс «Серебряный возраст: ресурсные центры по работе со старшим поколением» в Новгородской области Костенко Ниной Викторовной.

В настоящее время во всем мире наблюдается увеличение доли людей старшего возраста. Мир становится “взрослее”. Какие тенденции в обществе возникают в связи с этим процессом?

Тенденции они общие – быстрые изменения и необходимость адаптироваться, быстро принимать решения и их уметь реализовать. Это относится не только к теме старшего поколения. Вызовы для бизнеса, для власти, для НКО – создание возможностей, сервисов и условий с учетом запросов от «взрослых» и с учетом особенностей возрастных категорий.

Старшее поколение требует к себе особого отношения? В чем это выражается?

Думаю, что старшее поколение ничем не отличается в этом смысле от любого другого – это некий стереотип. Мы же работаем с детьми разного возраста, точно также должна строиться работа и со взрослыми. Мы все, любим качественный сервис на отдыхе, в сфере бытового обслуживания, общественного питания и др. Так и тут. Нужно просто научиться работать с людьми старшего поколения 55+. Человек в 55 лет серьёзно отличается от человека в 65 лет… в 75 лет… 85 лет и т.д.
Что касается молодых пенсионеров – у них запрос на новую активность, продолжение трудовой деятельности… Нужно только обозначить вектор их активного включения в современное мироустройство.
А если речь идет о тех, кто не может за собой ухаживать и требует к себе максимального внимания – это тоже старшее поколение, но сервисы другие и запросы скорее идут не от них, а в большей степени, от их близких. Это как очереди в детские сады. Провожу аналогии.

Сейчас постепенно развивается гериатрическое направление в медицине, которое работает над поддержанием здоровья и замедлением процессов старения. Достаточно ли медицинского подхода для удовлетворения потребностей старшего поколения?

Тема геронтологии «здесь и сейчас» непростая. Много ли у нас геронтологов? Все ли могут воспользоваться услугами геронтологических учреждений? Думаю, что очень-очень незначительная часть этой возрастной группы. Часто и не всё зависит от физиологического состояния, более значимо становится психологическое и эмоциональное состояние человека.
Несомненно, человек с возрастом не просто меняется, но и проходит возрастные «ломки». Необходимо научиться «набирать» возраст с минимальными психологическими травмами. Я убеждена, что категорически важно для каждого из нас максимально продлевать период активного смыслового и содержательного наполнения жизни. Это не у всех и не сразу получается – просто надо помочь.

Расскажите о своём опыте работы с людьми старшего возраста. Какие проблемы взрослого населения можно выделить в настоящий момент в Новгородской области?

Начала свой опыт работы с людьми старшего поколения с 2015 года, когда мы включились в программы Фонда Тимченко. В 2018 году мы вошли в сеть ресурсных центров по работе со старшим поколением «Альянс "Серебряный возраст». Просто трансформировала свой опыт проектной деятельности, который был накоплен в процессе реализации молодёжных, творческих, международных проектов.
На мой взгляд главная проблема – это стереотипы. Давайте посмотрим в сравнении… Мы занимались включением молодёжи в различные формы социальной активности – творчество (дизайн, социальная реклама, танец, музыка, живопись, фотография), обучение (новые знания, навыки и опыт), волонтёрство и добровольчество, спорт и здоровый образ жизни, проектная деятельность. Все эти практики «ложаться» на работу с любой возрастной группой, НО… с учетом возрастных особенностей. Если молодёжь уходит в андеграунд («подземлю»), то человек, вышедший на пенсию – в огород, к внукам. Причём, часто под давлением членов своей семьи - детей… А когда дети и внуки «разлетаются», пожилой человек остаётся один… Вот тогда и начинаются главные проблемы… и со здоровьем, и психологические, и эмоциональные. И это никак не связано с географией – будь то Новгородская, или Вологодская или какая другая область.
Мы, наша команда, со своей стороны делаем то что можем и умеем. Например, реализуем уникальный проект «Академия устойчивого развития». Это универсальная модель организации дополнительного образования детей и взрослых. Разрабатывался он в рамках Кластера социальной экономики и инноваций. Я его рассматриваю как результат объединения пяти заинтересованных партнёрских организаций, в том числе, в процессе выстраивания общей экосистемы социальной экономики, в частности по реализации социально-значимых проектов.

Кафедра геронтологии Академии устойчивого развития - это уникальная структура в Новгородской области. Расскажите, пожалуйста, о миссии, целях и задачах кафедры.

Тема старшего поколения и значимая, и актуальная, и требующая новых, часто, нестандартных решений. Кафедра геронтологии по сути деятельности – это исследования, обучающие программы, проекты объединённые темой «Старшее поколение». Надо сказать, что все кафедральные направления Академии тесно связаны. Социальное предпринимательство - это сервисы для старшего поколения. Работа с родителями и детьми от 1 года до 7 лет – это бабушки и внуки. А такая тема, как «Гувернантка», например, объединяет деятельность вообще 3-х кафедр.
Академия активно развивает практико-ориентированное обучение. В конце 2020 года для специалистов была организована международная стажировка совместно с финскими партнёрами. Мы получили новый и значимый опыт по работе с людьми старшего поколения разных возрастных групп, провели переговоры и договорились о сотрудничестве. Наш опыт им тоже интересен, в частности, по развитию социального предпринимательства в социальной сфере.

На кого рассчитаны образовательные программы кафедры геронтологии? Кто может стать студентом АУР? Есть ли ограничения по возрасту?

Непрерывное образование – это тренд современного мира, а народная мудрость гласит «Век живи – век учись».
Если говорить в целом - ограничений по возрасту точно нет. Более того, универсальность такого института, как Академия устойчивого развития заключается в том, что мы можем быстро адаптировать программы под запрос потребителя. На сегодняшний день идет активный процесс формирования обучающих программ и образовательных продуктов по тематическим направлениям, по продолжительности, по форматам и смысловому наполнению.
В данном случае мы рассматриваем тему старшего поколения. Наверное, есть смысл говорить не только о кафедре геронтологии. Но начнём с неё… Разработаны и готовы к запуску программы для социальных работников по оказанию услуг людям пожилого возраста, в том числе, на дому. Программы для родственников пожилых людей, нуждающихся в уходе. Модульная программа по действующему законодательству в этой сфере и др.
Но есть программы и для нашей аудитории старшей возрастной группы. Например, как стать самозанятым, как начать оказывать услуги в социальной сфере, стать социальным предпринимателем. Социальное проектирование, цифровая и финансовая грамотность, менеджмент изменений, т.е. можно выбрать для себя любую программу и направление для развития и совершенствования.

К чему нужно стремиться в работе с людьми старшего возраста? (Примеры практик российских и зарубежных)

Если мы говорим о людях предпенсионного и начального пенсионного возраста, то это достаточно комфортная категория работников для работодателя. Они адаптивны, легче, чем молодёжь, переучиваются – у них комплексное образование. Они более свободны от домашних (семейных) хлопот и проблем, а следовательно, погружены в работу и нацелены на получение результата. Они могут создавать свой бизнес, если есть предпринимательская жилка. Они более терпимы и терпеливы… но, естественно, не все. Хуже, когда они переходят в разряд потребителей, тогда они убеждены, что им все должны и всё на безвозмездной основе. Откуда это? Пусть это останется вопросом в данном случае…
Сейчас всё чаще уделяют внимание людям беспомощным, требующим постоянного ухода. Это проблема и самого человека и его семьи, в том числе, с точки зрения получения дохода и достойного нормального проживания. Вот тут необходимы государственные системные решения. Переложить эту проблему только на семью, на НКО и волонтеров не возможно – не те ресурсы. А вот с точки зрения психологической и эмоциональной необходимо знать и помнить о следующем. У каждого из нас с течением жизни накапливается опыт как отрицательных, так и положительных эмоциональных жизненных ситуаций. Если помочь этим людям создавать эти положительно эмоциональные ситуации - для каждого свои - тогда не будет этого всепоглощающего безысходного угнетающего ощущения одиночества, ненужности, ухода из этой жизни.
И наконец, самое важное, что необходимо знать тем кто работает с людьми старшего поколения это то, что отчётливое понимание и осознание приходит только по достижению этого возраста. Я помню свои представления о пенсионном возрасте, об отношениях на работе, об отношениях между родителями и детьми. Но только сейчас понимаю, насколько я ошибалась. Необходимо перед тем как начать что-то делать по отношению к людям старшего возраста спросить у них «А Вам это действительно надо? И что надо?».

Нина Викторовна, на Вашем счету не один десяток успешных и масштабных проектов, а Вашей энергии вполне может позавидовать и молодежь. В чем секрет Вашей бодрости и энтузиазма?

Как ни странно – это дисциплина и, надеюсь, что адекватное восприятие всего того, что вокруг нас – событий, людей.
Без сомнения - это поддержка и взаимная ответственность моих близких и всей нашей команды.
А ещё – желание продолжать созидать, мечтать, свой опыт превращать в мудрость, в радости новых творческих открытий и осознанного подхода как к самой себе, так и к окружающим тебя людям. Понимать и прощать…нас этому учит жизнь.

Возврат к списку