Новости

Якоря и паруса в работе с пожилыми

  • Новости Коалиции

11.11.2020

Тема развития добрососедства звучала на многих площадках, где во время пандемии встречались некоммерческие и благотворительные организации и говорили о том, что объединённые сообщества сыграли большую роль в поддержке людей, пострадавших от последствий пандемии.

Среди участников коалиции «Забота Рядом» — немало ТОС, и мы тоже увидели, как эффективно они могут работать с некоммерческим сектором, поддерживая пожилых людей. На прошедшей конференции «Общество для всех возрастов» о практических аспектах такой работы рассказала Ирина Кондрашина, заместитель председателя ТОС «Высота» из Волгограда. «Высота» стала территориальным-ресурсным центром коалиции в области. ТРЦ выполняли роль объединения организаций в регионе – «Высота» наладила отношения с 33 организациями, из которых – 15 другие общественные самоуправления (в том числе 4 – из области), а остальные – некоммерческие организации. Коллеги находили НКО в интернете, звонили, уточняли сферу деятельности и предлагали вступить в коалицию.

Когда пожилые самоизолировались, ТОС столкнулся с теми же проблемами, что и другие организации. Среди них — как донести правильную информацию, а не добавить тревожность, как найти невидимых пожилых, чем им помочь и как обеспечить безопасность.

«Когда началась самоизоляция ТОС оказался хорошим инструментом и помог дотянутся до одиноких пожилых, — отметила Ирина Кондрашина. — Кто ближе всего и может быстрее помочь нуждающимся? Не государство, которому надо время, чтобы наладить систему, часто не дети и внуки – они могут жить в другом городе или районе. Соседи. Их знают в лицо, им не надо показывать удостоверение, они способны быстро понять, какая помощь нужна».

Печатное и устное слово

Весной 2020 года ТОС активно использовал листовки (дорабатывали листовки, предложенные коалицией) — их расклеивали и распространяли в почтовые ящики. На листовках были номера телефонов, куда можно позвонить и попросить о помощи, для себя или нуждающихся соседей: купить продукты, лекарства, бытовую химию, оплатить квитанцию и т. д. Так появилась база данных, и координаторы ТОС еженедельно созванивались с пожилыми людьми — это помогало понять потребности и просто снизить тревожность. Можно сказать, что небольшой ТОС разгрузил федеральную горячую линию помощи — потому что необходимости обращаться на неё у людей, с которыми соседи всегда на связи, не было.

Вовлечение

Люди охотно откликались. Оказавшись дома, они начали активнее помогать другим: понимали, как они поддерживают тех, кто оказался вдали от близких, так в другом районе или городе поддержат и их бабушек и дедушек. Практики соседской помощи были разные: соседи помогали закачать книги и радиоспектакли, делились рассадой с теми, кто не успел купить вовремя семена.

Другим инструментом стала сеть ТОСовского взаимодействия: иногда в «Высоту» обращались люди с просьбой помочь своим родителям, которые живут далеко. И это удавалось сделать, через ТОС на тех территориях, даже за сотню километров. Конечно, ТОС не охватывает 100% территории области. Ещё одним инструментом стали активно развивающиеся соседские чаты.

Якоря и паруса

Поддержать старших непросто, потому что это поколение неоцифровано и не готово осваивать новые технологии. Несмотря на то, что ТОС – эффективный инструмент, пока рано говорить о системной повсеместной работе – самоуправления не получают системной поддержки, в них обычно нет активных лидеров, отсутствует механизм принятия решений.

Но есть и «паруса». Политика в отношении ТОС на местах может корректироваться; механизмы принятия решения внутри ТОС можно сформировать. Кроме этого, известно немало успешных практик межпоколенческого обучения, когда молодежь делится цифровыми навыками.

«Добрососедская помощь проста и эффективна — она не требует вложений или переобучения. Главное — помочь среде самоорганизоваться», — уверена Ирина Кондрашина.

Возврат к списку