Информационная карта
база практик

Информационная карта

Обучение
География проекта
Пермский край
Сроки проведения
1. Пермский край.
2. Фонд поддержки местного сообщества «Территория успеха» — ресурсный центр по работе с пожилыми людьми.
3. Президент фонда Волкова Елена Михайловна
4. Координатор проекта на территории Королева Наталья Николаевна
5. Фонд поддержки местного сообщества
«Территория успеха», 617060, Пермский край, г. Краснокамск, ул. Энтузиастов, 24
Тел.: 89226490570, 89048455840, т/ф: (34273) 5-13-14
e-mail: fonduspeh@mail.ru
permfond.ru
6. 2,65 млн. жителей, более 800 тысяч пенсионеров (30%)
7. Основной состав НКО, работающих с пожилыми людьми.

Краевой Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов
Объединяет более 600 тыс. ветеранов; основные направления работы: работа по патриотическому воспитанию молодежи,организация досуга и адресная помощь ветеранам.
614000, г Пермь, ул. 25 Октября, 18 а; (342)212 — 93 — 09

Пермский городской Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (работа аналогична краевому Совету)
614000, г Пермь, ул. Борчанинова, 8; (342)236 — 17 — 30; факс 236 — 29 — 19

Пермское краевое отделение Российского Фонда мира
Поисковая работа и работа по патриотическому воспитанию молодежи.
614006, г Пермь, ул. Ленина, 51, оф.123; (342)235 — 12 — 88

ФПСИ «Содействие»
Информационно-методическая, просветительская и организационная работа с ветеранами края, освоение новых моделей работы с ветеранами сельских территорий.
614000, г. Пермь, ул. Советская, 51-а; (342)212 — 23 — 20; факс 212 — 79 — 99

НП «Альянс ФМС Пермского края»
Информационно-методическая, просветительская и организационная работа с ветеранами края, освоение новых моделей работы с ветеранами сельских территорий.
614000, г. Пермь, ул. Советская, 51-а; (342)212 — 23 — 20; факс 212 — 79 — 99

Фонд социальных проектов «Вертикаль»
Организация ежегодных серебряных балов, проведение спартакиад и олимпиад ветеранов.
614 990, г. Пермь, ул. Мира, 76; (342)221 — 98 — 22

Пермская региональная общественная организация общество «Знание»
Просветительская работа.
614032, Пермь, ул. 9 Мая, 21; (342)227 — 86 — 02

Пермское краевое региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»
Просветительская работа (профилактика и оказание первой медицинской помощи), адресная помощь ветеранам.
614000, г. Пермь, ул. Ленина, 15; (342)212 — 84 — 16

Пермский фонд содействия товариществам собственников жилья (ТСЖ)
Просветительская и консультационно-методическая работа по месту жительства.
614000, г. Пермь, ул. Монастырская, 12; (342)210 — 12 — 63

«Защита», пермский краевой общественный благотворительный фонд целевой экономической системы социальной защиты
Социальная защита ветеранов.
614000, г. Пермь, ул. Пушкина, 13; (342)212 — 21 — 92

«Мемориал», пермское краевое отделение международного общества
Поисковая работа, адресная помощь ветеранам.
614087, г. Пермь, ул. Крупской; (342)248 — 35— 96

Пермский региональный правозащитный центр
Оказание юридической помощи ветеранам и пожилым людям.
614006, г. Пермь, ул. Сибирская, 19-а; (342)212 — 21 — 84

Пермская гражданская палата
Просветительская и консультационная работа.
614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, 120-а; (342)233 — 40 — 63

8. Категории других организаций, работающих с пожилыми людьми.

  • 57 районных советов ветеранов войны и труда (1500 первичек);
  • 49 женсоветов;
  • 3 региональных организации инвалидов (ВОИ, общество слепых, общество глухих);
  • 24 организации участников боевых действий;
  • 49 организаций Прикамского казачества;
  • 94 ТОС в г. Перми, более 200 ТОС в регионе.

Пермский краевой совет профсоюзов объединяет 23 отраслевых членских организации, более 50 профкомов предприятий и учреждений, а также 51 координационный совет профсоюзов, действующих на территории городов и районов Прикамья.

9. Пермская городская газета «Ветеран», местные СМИ муниципальных районов, пермское краевое радио.
10. Форум «Старшее поколение» (краевой), ежегодно, конец сентября.

Площадка по работе с пожилыми людьми в рамках Общественного форума Пермского края, ежегодно, октябрь-ноябрь

Прежде, чем обобщать и анализировать материалы о работе с пожилыми людьми, нужно разграничить НКО, работающие непосредственно и только с пожилыми людьми (они замыкают на себя большинство целевой аудитории), и НКО, чья деятельность связана с различными социальными направлениями, в том числе и с программами повышения качества жизни пожилых людей. Проанализируем НКО, относящиеся к первой категории.

Опыт работы властных структур и НКО Пермского края в сфере общественного участия в повышении качества жизни пожилых людей позволяет утверждать, что существуют серьезные барьеры в публичном пространстве, снижающие эффективность деятельности таких НКО.

В числе серьезных препятствий можно выделить следующие проблемы:

  1. Устойчивые стереотипы в работе с ветеранской общественностью.
    Как и во всей стране, в муниципальных территориях Прикамья наблюдается тревожный разрыв между ресурсами ветеранской общественности, высокой плотностью социальных проблем и реальными возможностями участия пожилых людей в решении этих проблем. Пожилые люди и в городских, и в сельских территориях выступают, главным образом, в качестве потребителей услуг. Огромный потенциал людей старшего поколения (временной и организационный ресурсы, жизненный опыт, мудрость и авторитет) остается незадействованным.
    Преодоление стереотипов по работе с пожилыми людьми в территориях оказалось сложной задачей. В ходе деловых игр и индивидуальных бесед с ветеранами и активом достигалось понимание необходимости «второго дыхания» в работе ветеранской общественности. Однако, в работе с массовой аудиторией это понимание куда — то терялось, и разговор опять сводился к потребительским аспектам. Хотя в каждой территории у ветеранской общественности свои особенности. Это обусловлено кадровым составом ветеранского актива, географическим положением, уровнем социально-экономического развития территории, традициями и другими факторами. Однако, активное включение ветеранов в общественную жизнь местного сообщества на сегодняшний день скорее исключение, чем типичное явление.
  2. Психологические затруднения лидеров НКО при вхождении в новую информационную среду через включение потенциала людей старшего возраста в активные формы жизни.
    В силу возрастных изменений людям пожилого возраста сложно адаптироваться в стремительно изменяющихся условиях современной жизни. Большинство лидеров ветеранских формирований испытывают психологические затруднения при вхождении в новую информационную среду, не готовы к пониманию современных требований в работе, слабо используют в своей деятельности продукты современных технологий. Для того, чтобы нивелировать эти проблемы, необходимо дополнительное специальное обучение пожилых людей.
  3. Слабые профессиональные компетенции по руководству общественными организациями.
    Проблемы профессиональной подготовки лидеров ветеранских общественных организаций в настоящее время в регионе не затронуты. На краевом уровне не заявлены программы и проекты, направленные на обучение необходимым управленческим компетенциям руководителей общественных ветеранских организаций и ветеранского актива. Между тем, авторы социальных проектов, разрабатывая стратегию и тактику предстоящей деятельности, планируют их успешную реализацию, не сомневаясь в том, что большинство общественных ветеранских организаций готовы к пониманию современных требований в работе, а руководители советов ветеранов владеют хотя бы минимальными профессиональными компетенциями по управленческому менеджменту. Отсюда — недостаточная эффективность реализованных проектов. Причем, в условиях городов проблема профессиональной подготовки лидеров ветеранских общественных организаций отчасти нивелирована наличием среди городских пенсионеров большого числа высокообразованных людей, вчерашних номенклатурных работников, служащих и бывших хозяйственных руководителей, знакомых с основами руководства организациями. Именно эта категория составляет костяк лидеров городских ветеранских активов. Однако в сельских муниципальных образованиях края наблюдается совсем иная картина. Среди лидеров общественных ветеранских организаций в сельских территориях значительная часть людей неподготовленных, с невысоким уровнем образования. У них вызывают сложности обычные вопросы планирования и отчетности в деятельности организации, не говоря уже о налаживании коммуникативных связей и внедрении новых технологий, вопросах работы с кадрами и воспитании новых лидеров. Поэтому крайне необходимо создавать формы поддержки нынешним сельским лидерам ветеранской общественности, обучать сегодняшний актив и готовить кадровый резерв.
  4. Отсутствие коммуникативной среды и возможности перенимать положительный опыт.
    К сожалению, несмотря на множество прекрасных реализованных идей, проектов и программ в сфере работы с пожилыми людьми, распространение данного опыта в крае затруднено, так как представляется очень редко, в основном на мероприятиях для узкого круга специалистов. А обмен опытом работы между представителями разных сфер (социального обслуживания, дополнительного образования, спорта, культуры и др.) просто отсутствует. Однако, этот опыт очень востребован среди лидеров ветеранской общественности.
  5. Отсутствие подготовки и опыта фандрайзинговой работы.
    Практика работы с пожилыми людьми и результаты деловых игр показали, что руководители ветеранских НКО зачастую просто не знают других видов ресурсов кроме ресурсов в денежном эквиваленте. А уж о том, как привлечь эти и другие ресурсы для реализации проектов, вообще нет представления. Поэтому в программе обучения в обязательном порядке запланированы семинары и тренинги по поиску и привлечению ресурсов для работы ветеранских НКО.
  6. Слабые компетенции в социальном проектировании и отсутствие компетенций в управлении проектами.
    С социальным проектированием лидеры НКО знакомы. Многие из них принимают участие в ежегодных конкурсах социальных инициатив и даже становятся победителями. Однако, редко они сами пишут проекты (для этого недостаточно установочных семинаров, нужны тренинги и практическая отработка навыков). А что касается управления проектами, то с особенностями этого вида деятельности лидеры и актив НКО не знакомы вообще. Поэтому обучение навыкам социального проектирования и управления проектами должны быть включены в учебный модуль обязательно.
  7. Слабость горизонтальной кооперации.
    Широкое межсекторное взаимодействие вообще не характерно для большинства НКО, в том числе, и для ветеранских НКО, несмотря на их поддержку со стороны ОМСУ. Однако, связи с бизнесом, другими НКО развиты очень слабо.
  8. Низкая степень вовлеченности в информационное пространство, слабый уровень контактов со СМИ.
    Создание общедоступной коммуникационной среды, формирующей условия для активного включения граждан в жизнь местного сообщества, невозможно без тесных контактов с электронными и печатными СМИ. Если с печатными СМИ связи у НКО относительно налажены (хотя их тоже нужно мотивировать), то электронной связи у сельских НКО просто нет (информация может поступать только через электронную почту районных Администраций). И хотя в некоторых НКО имеются компьютеры или ноутбуки, финансирование Интернета ветеранских НКО не предусмотрено.

Проблем у НКО, чья деятельность связана с различными социальными направлениями, в том числе и с программами повышения качества жизни пожилых людей, значительно меньше, чем у ветеранских НКО. Одна из основных проблем — слабое межсекторное взаимодействие и горизонтальные кооперации. Эти связи тем слабее, чем сильнее харизма лидера НКО и чем слабее его умение налаживать коммуникационные связи. Часто межсекторному взаимодействию мешают конкуренция НКО в борьбе за ресурсы и личностные амбиции.
Проблемы, предполагающие содействие налаживанию коммуникаций организаций, занимающихся вопросами пожилых людей; активное включение граждан старшего возраста в общественную жизнь местного сообщества; переход от практики потребления услуг к практике активного включения ветеранов в общественную жизнь должны лечь в основу долговременной программы территории по работе с пожилыми людьми.

Среди задач на ближайший год:

  1. Организация учебного модуля. В программе обучения тренинги и семинары по социальному проектированию, управлению проектами, поиску и привлечению ресурсов, изучению психологических особенностей работы с пожилыми людьми и др.
  2. Переход от практики потребления услуг к практике активного участия ветеранов в общественной жизни. Проведение конкурса идей и практик. Проведение перед конкурсом в пилотных территориях тренингов «Генерирование идей».
  3. Активное включение граждан старшего возраста в общественную жизнь местного сообщества. Подготовка и проведение сетевого мероприятия — конкурса «Мы и внуки» (отборочные туры и гала-концерт).
  4. Содействие налаживанию коммуникаций организаций, занимающихся вопросами пожилых людей. Организация Мастер-класса для НКО пилотных территорий по обмену успешными практиками.
  5. Отработка межсекторного взаимодействия НКО, бизнеса, ОМСУ. Подготовка и проведение краевого мероприятия «Социальная звезда серебряного возраста». Торжественное вручение знака «Социальная звезда» активистам и инициативным пожилым людям Прикамья. Выпуск буклета «Наши звезды».
География проекта
Пермский край
Сроки проведения

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ