Расширяя границы
база практик

Расширяя границы

Обучение
География проекта
Новгородская область
Сроки проведения
1 июля 2019г. – 31 января 2020г.
Цель, задачи практики

Содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности через создание условий для изучения старшим поколением новгородцев иностранных языков, культуры зарубежных стран, общения со сверстниками в России и зарубежных странах.

Основные благополучатели практики
Пенсионеры Великого Новгорода (60+), интересующиеся иностранными языками и культурой зарубежных стран.

Краткое описание практики
Реализация проекта «Расширяя границы» вывела на новый уровень деятельности не только «созвездия» любительских языковых и страноведческих клубов, проектов и инициатив пожилых новгородцев, но и, оказалась полезной для аналогичных объединений в других городах России и за рубежом. Активное использование для общения современных технических средств позволяет новгородским пенсионерам освоить и практиковать новые навыки, которые, несомненно, пригодятся в повседневной жизни, помогут расширить границы общения, - например, с друзьями и родственниками в других городах. Интернет-класс, оборудованный для сеансов общения по скайпу, доступен людям всех поколений в часы работы библиотеки.

Какие действия реализуются, технологии и методики используются на основных этапах:

Подготовка

Привлечение новых партнеров (организации и волонтеры разных возрастов в Великом Новгороде и ближайших городах), изучающих и пропагандирующих языки и культуру/ являющихся носителями культуры и языка других стран для участия в проекте.
Нам очень повезло, ведь проект проходил в основном территории отдела мировой художественной культуры и иностранных языков, т.е. у нас уже были некоторые контакты с сообществами или клубами, занимающимися иностранными языками, культурой или чем-то смежным. Например, в нашем городе есть КЛУБ "TODO ESPANOL", его организовала Мария (она сама из Перу). В клубе она проводит как занятия по испанскому языку, так и по культуре, таким образом, наши интересы совпали, и мы предложили ей принять участие в проекте, она с радостью согласилась.
Искать, конечно, нужно людей и сообщества близкие к вашей деятельности, способы могут быть различные, через соц. сети, интернет, с помощью знакомых и т.д. Обязательно найдутся те, кто нужен, кто поддержит и будет заинтересован.


Реализация

Развитие сети клубов, кружков и программ для пенсионеров по изучению иностранных языков и культуры других стран, апробация новых направлений, форм, методических приемов.
Как показывают исследования, сочетание традиционных форм обучения с более новыми формами, дают эффективный результат в изучении иностранного языка даже в пожилом возрасте. Очень важно использовать в процессе обучения сочетания таких методов и приемов как монолог и диалог; чтение и письмо; общение на близкие для целевой аудитории темы; межпоколенческое общение на иностранном языке в формате разговорного или дискуссионного клуба, а также общение с носителем языка (лучше своего возраста) через современные средства связи, такие как соц. сети, скайп и др. Данные методы помогут достичь позитивного результата: желание учить язык, интересоваться культурой других стран, использовать знание иностранного языка в жизни, совершенствовать навыки, даже общаясь с зарубежными туристами и гостями нашего города. Такие, с одной стороны, простые, но, с другой стороны, действенные методы обучения помогают пожилым людям развивать коммуникативные навыки, улучшить память; восполнить дефицит общения, самореализоваться и ощущать себя «на одной волне» с молодежью (детьми и внуками).
Например, мы проводим занятия по страноведению, это целый цикл, распланированный на полугодие. Занятия проходят раз в неделю, мы оформляем буклет для наших слушателей, который раздаем в начале сезона, где они могут отслеживать, что за занятие и на какую тему у них будет через неделю, две и т.д. (не считая занятий по ин. языкам). Предположим первое занятие по культуре и традициям Кубы (мы стараемся брать страны, в которых общаются на изучаемом нашими студентами ин.яз.). Первое занятие затрагивает вопросы истории, достопримечательностей, различных традиций и т.п. Но, поскольку наша задача еще и улучшать память и активировать общение, мы предлагаем участникам на следующее занятие подготовить свой доклад. Для этого у нас уже есть небольшие заготовки, к примеру, на Кубе существует ряд провинций и каждая имеет свою особенность. Мы раздаем листочки с несколькими фактами и далее просим их или выучить для следующего занятия и рассказать остальным или дополнить их своим материалом, это уже зависит от желания и возможности «студентов», но уже точно каждый из них будет рассказывать аудитории о чем-то интересном и познавательном. Это направления ведут на добровольных началах наши сотрудники.
Что касается преподавателей ин.яз.и других направлений. Многие наши преподаватели сейчас сами являются пенсионерами, но в прошлом их профессиональная деятельность была связана с преподаванием иностранного языка, сейчас им хочется поделиться своими знаниями, но сложно найти применение, и вот они предлагают свои услуги и помощь, абсолютно безвозмездно, для них это тоже и возможность общения, и самореализация, и собственная дисциплина. Опять же поскольку мы работаем в отделе иностранных языков, они все являются нашими читателями и просто в режиме реального общения, находятся точки соприкосновения и возможность поддержать друг друга. Еще один пример, к нам на занятия ходила женщина, ее сын, закончил лингвистическое отделение, и она предложила ему присоединиться к проекту, мы познакомились, описали наши цели, и пришли к согласию. На волонтерской основе он вот уже второй сезон проводит занятие с пожилыми людьми по английскому языку. И еще один пример, когда наши группы сформировались, мы составили списки участников и решили провести анкетирование на тему, какими знаниями, умениями и опытом вы могли бы поделиться с группой. Результат нас удивил, некоторые имели просто уникальные навыки и готовы были провести занятие, мастер-класс, мероприятие. Например, выяснилось, что одна из участниц в прошлом обучала официантов сервировки стола, этикету и т.п., по-моему, это то, что может быть интересно в любом возрасте и представителю любой профессии.

Завершение (если есть)

Организация общения и обмен опытом «пожилые пожилым» с пенсионерами в регионах РФ из других странах.
Здесь была схожая ситуация, мы стали мониторить на просторах интернета в каких городах есть что-то подобное, где, например, открыты курсы для представителей старшего поколения, как они учатся, какое количество времени. И вот нашли, что также при библиотеках существует ряд программ по изучению иностранных языков пожилыми людьми (это были города Тверь, Псков, Калининград и др.). Мы написали им письмо-обращение, где рассказали о своей идее и предложили попробовать провести занятие по скайпу одной группой обучающихся с другой. Это ведь все равно тренировка языка, одно дело общаться со своими одногруппниками, а другое дело с совершенно незнакомыми людьми, это все равно что с иностранцами… Конечно, чтобы наши студенты чувствовали себя более комфортно и не испытывали сильный стресс, мы договорились, с организаторами той стороны, что наши группы подготовят небольшие рассказы о себе и своем городе. И вот так состоялось наше первое знакомство с группой по испанскому языку для пенсионеров из Твери. Мы провели скайп-сессию, узнали, что их преподаватель (также уже пожилая женщина), очень долгое время жила и Испании и она также поделилась некоторыми особенностями языка, диалектами и стилем общения. Мы подбадривали наших студентов, помогали им темами для обсуждений во время пауз и создавали приятную атмосферу. Если позволят обстоятельства, то мы бы хотели даже посетить близлежащие города с экскурсионным туром, обменяться опытом и конечно пообщаться и попрактиковать язык.

Требуемые ресурсы

Приобретение книжных изданий и комплектов материалов для творчества для организаций совместных занятий пожилых участников проекта с детьми, изучающими иностранные языки, модернизация компьютерного оборудования БЦ "Читай-город", приобретение оборудования, выявление новых партнеров (организации и волонтеры), готовых участвовать в развитии, приглашение к сотрудничеству.
Безусловно, эти ресурсы необходимы были для улучшения качества, проводимых занятий, например с помощью комплекта оборудования для организации учебных занятий, мы как раз более качественно провели встречу в режиме скайп-сессий (были приобретены веб-камеры и наушники для индивидуальных встреч в формате онлайн общения). Книги-тренажеры, вимбельбухи, книги 3Д, настольные игры, комплекты карточек и другие материалы для совместных занятий всегда привлекают внимание представителей разных поколений, с таким материалом легче и приятней осваивать новый материал или повторять пройденное. И, действительно, если с помощью таких изданий общаются пожилые люди с детьми это намного эффективней, в таких книгах больше деталей, которые можно обсудить и объяснить, имея элементарные знания иностранного языка.
Методическими ресурсами обладают сами преподаватели, которые имеют опыт и знают, как выстроить уроки.
Информационный ресурс: у нас создана одноименная группа в ВКонтакте, где мы делимся нашими успехами, новостями, обмениваемся мнениями и фотографиями.

Партнеры по реализации практики

МАУ «Редакция газеты «Новгород», ОАУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения Великого Новгорода и Новгородского района», Культурно-просветительское общество «Полония» и др.
Безусловно более широкий и разнообразный круг партнерского общения, дает преимущества в проведении встреч и занятий, они могут быть более разнообразными и эффективными, а также являются полезными для любой из сторон.

Непосредственные результаты практики

В период с июля по январь 2020 года было проведено 19 страноведческих встреч, посвященных культуре и традициям разных стран.
Кроме того было проведено 25 других страноведческих мероприятий, которые посвящались известным общественным деятелям, писателям, художникам, представителям различных стран, проводились языковые фестивали, акции, онлайн-встречи, ярмарки проектов, конкурсы чтецов и т.д. В мероприятиях приняло участие 848 человек (как минимум 520 из них – пожилые люди).
Также было проведено 20 интерактивных мероприятий, посвященных языкам и культуре зарубежных стран. Всего в этих мероприятиях приняли участие 229 человек, разных возрастов (из них 124 пожилых людей и 105 – детей, молодых людей и людей среднего возраста).

Что изменилось в результате реализации практики

Реализация проекта «Расширяя границы» позволила выйти на новый уровень деятельности не только любительских языковых и страноведческих клубов, но и, стала стимулом для реализации инициатив пожилых новгородцев. До проекта они не могли себе позволить проявить активность, самостоятельно организовать и провести интересное для них мероприятие, просто потому что не знали с чего начать, к кому обратиться и куда пойти. Но попав в проект и окунувшись в его деятельности, активные пенсионеры смело предлагают свои идеи для реализации на территории БЦ «Читай-город». Пожилые люди ответственно подходят к планированию программы, привлечению аудитории, они не боятся дискутировать, выступать, получать от этого положительные эмоции и добрые отзывы, тем самым мотивируя себя на дальнейшие достижения.

Риски, связанные с реализацией практики

Остается острым вопрос с недостатком книжного фонда, учебных, художественных изданий, которые могли бы свободно пользоваться пожилые пользователи в помощь изучению иностранного языка. Покупку некоторых изданий удается производить на финансовые средства библиотеки, но и это не может удовлетворить повышенный спрос на литературу, которая необходима постоянно. На сегодняшний день к рискам также можно отнести эпид. обстановку, которая буквально не позволяет этой категории граждан реализовываться и организовать свой досуг.
География проекта
Новгородская область
Сроки проведения
1 июля 2019г. – 31 января 2020г.

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ