Рисование как источник развития

Практика направлена на решение проблемы психологического благополучия, профилактику болезней головного мозга посредством изучения различных, в том числе нетрадиционных, техник рисования, проведения занятий по арт-терапии, творческих мастер-классов и культурно-просветительских мероприятий
Основные благополучатели практики
Граждане пожилого возраста
Краткое содержание практики, основная суть
Программа практики «Рисование как источник развития» содействует общему эмоциональному оздоровлению организма пожилых граждан путем использования правополушарного рисования в сочетании с другими видами арт-терапии, а также служит хорошей профилактикой деменций и болезни Альцгеймера. Её реализация позволяет не просто интересным образом организовать досуг граждан пожилого возраста, показать возможности самореализации, но и привлечь внимание к проблеме ментальных нарушений и заболеваний головного мозга посредством проведения обучающих занятий по правополушарному и нетрадиционному рисованию в сочетании с другими способами арт-терапии
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе подготовки
Для организации занятий не требуется больших вложений: достаточно привлечь волонтеров для проведения занятий (или обучить специалиста по специальной программе), закупить необходимое оборудование (мольберты-этюдники) и материалы, в том числе методические (бумага, кисти, краски, раскраски для взрослых, наборы для раскрашивания по номерам, мандалы и др.).
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе реализации
1. В самом начале реализации практики психолог проводит входной мониторинг на предрасположенность участников к болезни Альцгеймера. В течение всего периода ведется наблюдение. В заключение реализации практики проводится итоговый мониторинг 2. Проводятся уроки и мастер-классы по методике правополушарного рисования и нетрадиционных методов рисования 3. Практика предусматривает семинары по информированию участников проекта и их родственников о болезнях головного мозга, занятия по пассивной арт-терапии и цветотерапии на базе сенсорной комнаты, которые проведет психолог, а также занятия со специалистом на развитие мелкой моторики.
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе завершения
1. Итоговая диагностика изменений психики пожилых людей 2. Анализ и выставка работ. Слайд-шоу
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе развития
Постоянная смена локаций, создание творческой атмосферы (украшение помещения цветами в тему урока, использование тематической музыки), рисование с натуры на выездных мастер-классах, арт-завтраки и арт-девичники, МК «Бабушки и внуки», изучение техники эбру, роспись шопперов, роспись спилов дерева с изучением хохломской росписи, рисование кофе...
Требуемые ресурсы
1. Приобретение расходных материалов 2. Обучение специалиста по направлению "Тренер-преподаватель правополушарного рисования"
Партнеры по реализации практики
Медицинские организации
Непосредственные результаты практики
Главный результат: • 340 граждан пожилого возраста приняли участие в мероприятиях проекта (прямые и косвенные участники); • за время проекта проведено 12 занятий по арт-терапии и 29 уроков рисования • 4 постоянных участника проекта улучшили свои результаты по результатам итогового мониторинга Дополнительные результаты: • 8 занятий на развитие мелкой моторики и 2 теоретических лекции проведено в ходе практики
Что изменилось в результате реализации практики
Проанализировав динамику состояния пожилых людей –участников проекта, принявших участие в итоговом тестировании, были выявлены следующие результаты: - изотерапия помогает снять эмоциональное напряжение и тревожность, способствует расслаблению. - Рисование помогает надолго сохранить активность мозга: этот процесс творчества активизирует работу правого полушария, создает в нем новые нейронные связи. - Вявлено улучшение концентрации внимания и навыков запоминания информации благодаря арт-терапии. - Арт-терапия стимулирует мотивацию и творческие способности пациентов. - Особою роль играют групповое взаимодействие, коммуникативные процессы на восстановление навыков межличностного общения и на положительную динамику группы. Таким образом, рисование в сочетании с другими способами арт-терапии зарекомендовали себя как один из успешных методов, благодаря которому улучшается как психоэмоциональное состояние, так и психофизиологическое здоровье, восстанавливаются когнитивные возможности пожилых людей.
Риски, связанные с реализацией практики
1. Погодные условия для проведения занятия на открытом воздухе. 2. Занятость пожилых людей в летний период (дачные участки, внуки, отъезд в санатории и на отдых).
