Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области до 2025 года
Распоряжение Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области на период до 2025 года» (проект)
ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области на период до 2025 года
В целях формирования новой, современной политики в отношении людей старшего возраста, которая должна опираться на дифференцированный подход при создании условий, обеспечивающих активное долголетие населения и эффективную поддержку нуждающимся в социально-медицинской помощи, Правительство Ульяновской области п о становляет:
Утвердить Стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области на период до 2025 года, согласно приложению.
Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста
в Ульяновской области до 2025 года.
I. Введение
Необходимость подготовки стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года в Ульяновской области (далее — Стратегия) обусловлена увеличением численности и доли граждан старше трудоспособного возраста в населении Ульяновской области, а также усложнением структуры социально — экономической группы пожилых людей.
Цель Стратегии — создание системы устойчивого повышения уровня благосостояния и благополучия пожилых граждан, проживающих в Ульяновской области за счёт совместных действий власти и общества.
Достижение цели реализуется по трём приоритетным направлениям:
- Обеспечение участия пожилого человека в развитии Ульяновской области.
- Обеспечение активного долголетия за счёт здравоохранения и повышения уровня благосостояния.
- Создание благоприятных условий для обеспечения социально-экономического развития Ульяновской области в интересах лиц пожилого возраста.
Каждое направление реализуется посредством системы мероприятий, служащих основанием для разработки проектов и программ социально-экономического развития региона и муниципальных образований Ульяновской области.
II. Современное положение граждан пожилого возраста в Ульяновской области
В Ульяновской области проживает 335,1 тысяч граждан пожилого возраста, что составляет 26% от общего количества населения Ульяновской области. Из них 127 тысяч граждане старше 70 лет. Две трети лиц пожилого возраста проживает в городской местности, одна треть — в сельской местности. Количество одиноких граждан пожилого возраста — 7 300 человек. Активных и готовых включиться в общественную жизнь — 37752 человека. Тяжелобольных граждан пожилого возраста, нуждающихся в медицинских услугах — 14 117 человек. Количество граждан пожилого возраста, находящихся на надомном обслуживании — 4589 человек. Количество неработающих пенсионеров — 239771 человек. Количество недееспособных и ограниченно дееспособных граждан пожилого возраста, над которыми установлена опека и попечительство — 1748 человек. Количество граждан пожилого возраста, проживающих в приёмных семьях — 13 человек.
Средняя продолжительность жизни населения составляет по данным на 2014 год — 70 лет. К 2018 году она должна увеличиться до 74 лет, а к 2020 году — до 75,7 лет.
Среди причин смертности более 70 процентов составляют хронические неинфекционные заболевания — инфаркты, инсульты, онкология, диабет.
В Ульяновской области активно реализуется проект обеспечения жильём ветеранов Великой отечественной войны. В 2015 году планируется обеспечить современным жильём 130 ветеранов.
Развивается материально-техническая база государственных учреждений социального обслуживания лиц пожилого возраста.
В 2014 году выделены денежные средства на проведение капитального ремонта областного государственного казённого учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Новоульяновске» на 80 койко-мест. Учреждение примет посетителей в 2015 году.
Проводятся работы по созданию областного государственного учреждения социального обслуживания «Пансионат для граждан пожилого возраста в р.п. Языково» на 80 мест, нового психоневрологического интерната на базе психиатрической больницы в с. Приозёрный Барышского района на 350 койко-мест.
Для пожилых людей в Ульяновской области действует 485 клубов граждан пожилого возраста. Успешно развивается система университетов «третьего возраста», в которых прошли обучение 33 тысячи пожилых граждан. Большой популярностью пользуются курсы компьютерной грамотности. Так, только в 2014 году компьютерной грамотности обучилось 18 тысяч людей пожилого возраста.В настоящее время в Ульяновской области реализуется комплекс мер по поддержке лиц пожилого возраста и повышению уровня их благосостояния. В рамках областной комплексной программы «Забота» действует подпрограмма «Поддержка ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста» на которую выделяется порядка 4 млрд. рублей ежегодно.
Средства расходуются преимущественно на следующие направления:
- оказание материальной поддержки пожилым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- оплата льгот для определённых категорий пожилых граждан;
- совершенствование системы социального обеспечения лиц пожилого возраста.
На 2015 год планируется внедрение ряда современных проектов в сфере социального обслуживания пожилых граждан, проживающих в Ульяновской области. К таким проектам, в частности, относятся «Приёмная семья для пожилого человека», «Санаторий на дому», «Медико-санитарный десант», «Телезабота», «Социальная няня», «Единый региональный социальный телефон «Забота». С 2015 года также будет реализован проект развития социального туризма для граждан пожилого возраста.
По данным демографического прогноза доля граждан пожилого возраста в возрастной структуре населения будет увеличиваться. Это приведёт к тому, что от уровня благосостояния и благополучия пожилого населения будет зависеть благосостояние всего населения Ульяновской области, а продолжительность жизни граждан пожилого возраста будет определять общую продолжительность жизни населения.
При стратегическом планировании социально-экономического развития Ульяновской области необходимо учитывать возрастающую роль лиц пожилого возраста в экономической и социальной среде общества. Значительное внимание должно быть уделено созданию условий для активного долголетия, максимального вовлечения пожилых граждан в экономику и социальные процессы региона, включения их компетенций в человеческий капитал региона. Стратегия разработана с учётом международных стратегических документов по вопросам активного долголетия и социального и экономического интегрирования пожилых граждан.
В качестве ориентиров служат Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, принятые резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года, Мадридский международный план по проблемам старения, стратегические документы, принимаемые в интересах граждан пожилого возраста Российской Федерацией. По аспектам касающимся регламентации социального обслуживания пожилых граждан в Стратегии учтены положения федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Для оценки эффективности реализации мероприятий Стратегии предполагается использовать «Индекс благополучия пожилых граждан», включающего в себя следующие показатели:
- доля граждан пожилого возраста, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума;
- состояние здоровья пожилых граждан и продолжительность их жизни;
- уровень занятости граждан пожилого возраста;
- охват граждан пожилого возраста образовательными услугами;
- охват граждан пожилого возраста услугами в сфере культуры;
- доля граждан пожилого возраста, занимающихся физической культурой и спортом;
- доля граждан пожилого возраста, удовлетворённых качеством предоставляемых социальных услуг от общего числа получателей социальных услуг;
- увеличение доли товаров, ориентированных на пожилых граждан.
III. Основные цели, принципы и задачи социальной политики в отношении граждан пожилого возраста
Социальная политика Ульяновской области в отношении граждан пожилого возраста является неотъемлемой частью социальной политики Ульяновской области и взаимосвязана со всеми её направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решений.
Целями социальной политики Ульяновской области в отношении граждан пожилого возраста являются:
- устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости;
- соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов. Социальная политика Ульяновской области в отношении граждан пожилого возраста базируется на следующих принципах:
- принцип независимости пожилого человека;
- принцип полноправного участия пожилого человека в жизни общества;
- принцип обеспечения надлежащего ухода за пожилым человеком;
- принцип реализации внутреннего потенциала пожилого человека;
- принцип сохранения достоинства пожилого человека. Основными задачами социальной политики Ульяновской области в отношении граждан пожилого возраста являются:
- обеспечение достойного материального и социального положения граждан пожилого возраста;
- рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов, эффективное использование труда пожилых людей;
- создание условий, при которых пожилой человек сам сможет выбрать продолжить ему работу или уйти на заслуженный отдых;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей граждан пожилого возраста;
- создание условий и механизмов сохранения или повторной интеграции пожилых людей в сферу профессиональной деятельности;
- повышение уровня финансовой грамотности пожилых граждан в условиях современной экономики;
- создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом граждан пожилого возраста;
- повышение качества и расширение перечня услуг, предоставляемых учреждениям культуры для граждан пожилого возраста;
- развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста, включая современные формы предоставления социальных услуг, обеспечение их доступности, в том числе в сельской местности;
- создание условий для развития рынка социальных услуг и участия в нём организаций различных форм собственности;
- совершенствование системы охраны здоровья граждан пожилого возраста;
- обеспечение граждан пожилого возраста лекарственными изделиями и изделиями медицинского назначения, учитывающими специфику возраста;
- обеспечение производства специальной ориентированной на возрастные особенности пожилых граждан одежды и обуви;
- обеспечение приспособленности к потребностям маломобильных групп населения парка общественного транспорта;
- развитие благотворительности, добровольческой (волонтёрской) деятельности по отношению к пожилым людям;
- формирование позитивного и уважительного отношения к старости и пожилым людям, повышение готовности всего населения к происходящим демографическим изменениям.
IV. Приоритетные направления Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста
Приоритетными направлениями Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста являются:
Обеспечение участия пожилого человека в развитии Ульяновской области.Цель: признание социального, экономического и политического вклада пожилых людей в развитие Ульяновской области, участие пожилых людей в процессах принятия решений на всех уровнях управления развитием Ульяновской области.
Меры достижения:
- признание, поощрение и поддержка вклада пожилых людей в жизнь семьи, общества и в экономическую деятельность;
- обеспечение возможностей, осуществление программ и оказание поддержки, необходимых для того, чтобы пожилые люди могли принять участие или могли продолжать принимать участие в культурной, экономической, политической и социальной жизни и могли заниматься образованием на протяжении всей жизни;
- предоставление информации и обеспечение доступа, необходимых для расширения масштабов участия пожилых людей в деятельности групп взаимной поддержки, клубов граждан пожилого возраста создаваемых в муниципальных образованиях Ульяновской области в целях укрепления связи между поколениями, и для расширения возможностей в плане самореализации и т.д.
Вовлечение в трудовую деятельность.
Цель: возможность трудоустройства всех пожилых людей Ульяновской области, желающих работать.
Меры достижения цели:
- содействие трудоустройству граждан пенсионного возраста органами службы занятости Ульяновской области;
- предоставление пожилым людям возможности продолжать трудовую деятельность до тех пор, пока они хотят и в состоянии работать;
- принятие мер, направленных на расширение масштабов занятости пожилого населения и снижение риска их социальной изоляции или зависимости на более поздних этапах жизни. Эту меру необходимо поощрять путем проведения такой политики, как: расширение масштабов участия пожилых женщин; обеспечение связанных с производственной деятельностью медико-санитарных услуг с упором на профилактику;
- поощрение охраны труда и производственной безопасности в целях сохранения работоспособности;
- обеспечение доступа к технологии, обучение в течение всей жизни, непрерывное обучение, профессиональная подготовка без отрыва от производства, профессиональная реабилитация и гибкие механизмы выхода на пенсию;
- меры по реинтеграции безработных и инвалидов на рынке труда и т.д.
Развитие, миграция и урбанизация сельских муниципальных образований Ульяновской области.
Цель: улучшение условий жизни и инфраструктуры в сельских районах Ульяновской области, смягчение проблемы маргинализации пожилых людей в сельских районах Ульяновской области и интеграция пожилых мигрантов в поселениях Ульяновской области.
Меры достижения цели:
- расширение возможностей пожилых фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств на основе обеспечения их постоянного доступа к финансовым услугам и услугам, связанным с использованием инфраструктуры, а также к более эффективным методам ведения сельского хозяйства и технологиям;
- оказание содействия в целях создания и активизации деятельности по созданию мелких предприятий путем разработки проектов, позволяющих населению получать доход, а также путем учреждения сельских кооперативов и расширения экономической диверсификации;
- концентрация внимания на оказании в сельских районах поддержки пожилым людям, не имеющим родственников, особенно пожилым женщинам, которые обычно доживают до преклонного возраста, причем чаще всего имея меньше необходимых ресурсов, чем другие пожилые люди и т.д.
Расширение доступа пожилых граждан Ульяновской области к знаниям, образованию и профессиональной подготовке.
Цель: равенство в плане возможностей на протяжении всей жизни в том, что касается непрерывного образования, профессиональной подготовки и переподготовки, а также услуг по профориентации и трудоустройству пожилых граждан в Ульяновской области и полное использование потенциала и специальных знаний людей всех возрастов на основе признания того факта, что опыт приходит с возрастом.
Меры достижения цели:
- поощрение и пропаганда приобретения технических профессиональных навыков пожилых людей и стареющей рабочей силы, включая специализированное обучение компьютерной грамоте пожилых инвалидов и их профессиональную подготовку по использованию компьютеров;
- осуществление стратегий, которые позволяют обеспечить доступ к профессиональной подготовке и переподготовке пожилых работников и стимулируют их к дальнейшему использованию приобретенных ими знаний и профессиональных навыков после выхода на пенсию;
- обеспечение того, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационных и коммуникационных технологий, с учетом потребностей пожилых женщин и т.д.
Укрепление солидарности между представителями разных поколений.
Солидарность между поколениями на всех уровнях — в семье, на уровне поселения, муниципального образования и в масштабах Ульяновской области — является одним из основополагающих принципов создания региона для людей всех возрастов. Солидарность также является одной из основных предпосылок социальной сплоченности и создания основы, на которой зиждется функционирование формальной системы государственного социального обеспечения и неформальной системы ухода.
Цель: укрепление солидарности между поколениями на основе принципа справедливости и взаимопомощи между поколениями.
Меры достижения цели:
- разъяснение в рамках системы образования того, что старение населения представляет собой актуальную проблему для всего общества;
- проведение обзора существующих стратегий с целью обеспечить, чтобы они содействовали укреплению солидарности между поколениями и тем самым способствовали социальной сплоченности;
- разработка инициатив, содействующих взаимообогащающему и продуктивному обмену опытом и знаниями между поколениями, с целью обеспечить, чтобы пожилые люди рассматривались в качестве одного из ресурсов развития Ульяновской области и т.д.
Ликвидация бедности среди пожилых людей Ульяновской области.
Ликвидация бедности среди пожилых людей является одной из главных целей Стратегии.
Цель: сокращение масштабов бедности среди пожилых людей Ульяновской области.
Меры достижения цели:
- уменьшение доли лиц, живущих в условиях бедности (доход на члена семьи ниже прожиточного минимума) к 2020 году в два раза;
- охват пожилых людей стратегиями и программами, которые направлена на достижение целевого показателя в области уменьшения масштабов бедности;
- поощрение равных возможностей для пожилых людей в плане занятости и получения доходов, доступа к кредитам, рынкам и активам и т.д.
Гарантия дохода, социальная защита/социальное обеспечение и профилактика бедности пожилого населения Ульяновской области.
Цель: содействие осуществлению программ, дающих возможность всем работникам пользоваться базовой системой социальной защиты/социального обеспечения, в том числе, в соответствующих случаях, правом на получение пенсии, выплат по нетрудоспособности и медицинских льгот, обеспечение пожилых людей достаточным минимальным доходом на основе уделения особого внимания неблагополучным в социально-экономическом плане группам населения Ульяновской области.
Меры достижения цели:
- разработка и осуществление региональной политики, направленной на обеспечение надлежащей экономической и социальной защиты всех лиц пожилого возраста;
- достижение равенства между мужчинами и женщинами в рамках систем социальной защиты/социального обеспечения посредством учёта в трудовом стаже, стаже на получение почётных званий (например, «Ветеран труда Ульяновской области») периодов времени, затрачиваемых женщинами на уход за членами семьи, детьми;
- создание муниципальных систем социальной защиты/социального обеспечения, если они отсутствуют, для гарантий минимального дохода пожилым людям, не имеющим других средств к существованию и т.д.
- повышение уровня информированности сотрудников учреждений, занимающихся оказанием чрезвычайной помощи, о специфических аспектах физического состояния и здоровья пожилых людей и о путях адаптации мероприятий по удовлетворению основных потребностей к их запросам;
- принятие мер по обеспечению наличия надлежащих услуг, физического доступа пожилых людей к ним и вовлечения их, в надлежащих случаях, в процесс планирования и предоставления услуг;
- уделение особого внимания оказанию помощи пожилым людям и разработке соответствующих руководящих принципов в контексте планов по оказанию чрезвычайной помощи в случае стихийных бедствий, включая готовность к стихийным бедствиям, профессиональную подготовку работников, занимающихся оказанием чрезвычайной помощи, а также наличие соответствующих услуг и товаров и т.д.
- уделение первоочередного внимания региональной политике, направленной на искоренение бедности, в целях, в частности, улучшения состояния здоровья пожилых людей, особенно неимущих и маргинализированных слоев населения;
- создание, в надлежащих случаях, условий, позволяющих семьям и поселениям обеспечивать уход и защиту стареющего населения;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на заблаговременное предотвращение заболеваний и профилактику возрастной инвалидности;
- расширение программ иммунизации для взрослых в качестве превентивной меры;
- содействие обеспечению равного доступа пожилых людей к чистой воде и безопасным продуктам питания;
- достижение продовольственной безопасности путем обеспечения безопасного и адекватного с питательной точки зрения снабжения продовольствием муниципальных образований и т.д.
- принятие мер для обеспечения равного распределения предназначенных для здравоохранения и реабилитации ресурсов среди пожилых людей и, в частности, расширения доступа к этим ресурсам малоимущих пожилых людей и содействия их распределению в слабо охваченных районах, например в сельских и отдаленных районах, включая обеспечение доступности основных лекарственных средств и других терапевтических мер;
- принятие мер для обеспечения всеобщего и равного доступа к первичному медико-санитарному обслуживанию и создания муниципальных программ по охране здоровья пожилых людей;
- создание регламентирующих механизмов надлежащего уровня для установления соответствующих стандартов медицинского обслуживания и реабилитации для пожилых людей Ульяновской области;
- вовлечение пожилых людей в процесс планирования, осуществления и оценки социальных программ и программ здравоохранения и реабилитации и т.д.
- осуществление и поощрение проводимых для специалистов секторов здравоохранения и социального обеспечения, а также для лиц, занимающихся уходом на неформальной основе, учебных программ и программ профессиональной подготовки, касающихся оказания услуг пожилым людям и ухода за ними, включая геронтологический и гериатрический аспекты, и оказание всем странам, особенно развивающимся, поддержки в этих усилиях;
- осуществление программ непрерывного повышения квалификации для сотрудников медицинских и социальных учреждений с целью содействовать применению комплексного подхода к охране здоровья и обеспечению благосостояния пожилых людей, а также к уходу за ними, включая социальные и психологические аспекты старения;
- расширение подготовки специалистов в области геронтологии и гериатрии, в том числе посредством целенаправленных усилий по увеличению набора студентов для обучения по этим специальностям.
- разработка и осуществление региональной и муниципальных стратегий, обеспечивающих более эффективную профилактику, своевременное обнаружение и лечение психических заболеваний у пожилых людей, включая диагностические процедуры, надлежащее медикаментозное лечение, психотерапию и профессиональную подготовку медиков и лиц, занимающихся уходом на неформальной основе;
- разработка там, где это целесообразно, эффективной стратегии повышения качества оценки и диагностики болезни Альцгеймера и аналогичных расстройств на ранней стадии заболевания. Связанные с этими расстройствами исследования следует проводить на многодисциплинарной основе, которая позволяет учитывать потребности больного, специалистов сферы здравоохранения и лиц, занимающихся уходом;
- обеспечение наличия программ, направленных на оказание помощи лицам с болезнью Альцгеймера и другими психическими расстройствами, связанными со слабоумием, с тем чтобы они могли как можно дольше жить дома, где могли бы удовлетворяться их особые потребности и т.д.
- обеспечение того, чтобы при разработке и координации программ, связанных с инвалидностью, уделялось внимание проблемам, касающимся пожилых людей-инвалидов;
- разработка, по мере необходимости, региональной и местной политики, планов и программ лечения и профилактики инвалидности с учетом факторов здоровья, экологических и социальных факторов муниципальных образований и отдельных поселений;
- предоставление услуг по физической и психической реабилитации пожилым инвалидам и т.д.
- содействие созданию социально интегрированных поселений, включающих людей всех возрастных групп;
- поощрение капиталовложений в местную инфраструктуру, например в транспорт, здравоохранение, санитарию и безопасность, в целях оказания поддержки группам населения, включающим представителей разных поколений;
- удовлетворение потребностей в совместном проживании представителей различных поколений путем соответствующего проектирования жилья и застроек;
- оказание пожилым людям помощи, с тем чтобы в их домах не было элементов, препятствующих мобильности и доступу.
- улучшение обеспечения эффективными услугами в сфере общественного транспорта в сельских и городских районах и т.д.
- принятие мер для обеспечения профессионального ухода и поддержка волонтёров и родственников, которые осуществляют уход в семье на непрофессиональной основе;
- повышение качества ухода и расширение доступа к профессиональному долгосрочному уходу для одиноких пожилых лиц с целью расширения их возможностей для самостоятельной жизни в качестве одной из возможных альтернатив госпитализации и помещения в специальные учреждения;
- усиление позитивной роли бабушек и дедушек в воспитании детей;
- учет растущего числа пожилых лиц, обеспечивающих уход, в планах обеспечения услуг и т.д.
- повышение информированности специалистов и широкой общественности, с помощью средств массовой информации и других информационных кампаний, о проблеме жестокого обращения с пожилыми людьми и о ее различных аспектах и причинах;
- включение вопросов, связанных с жестоким обращением с пожилыми людьми, в программы подготовки специалистов по вопросам ухода;
- учреждение программ для информирования пожилых людей о случаях мошенничества, включая мошенничество в отношении потребителей и т.д.
- разработка и широкая пропаганда принципов политики Ульяновской области, предусматривающих индивидуальную и коллективную ответственность за признание прошлого и нынешнего вклада пожилых людей, обращение с пожилыми людьми с уважением и благодарностью, достоинством и вниманием;
- размещение в средствах массовой информации материалов о пожилых людях, которые подчеркивали бы мудрость, достоинство, вклад, мужество и изобретательность пожилых, в том числе пожилых людей-инвалидов;
- включение в учебные программы материалов о пожилых людях, о вкладе, которые они внесли и вносят;
- признание того, что средства массовой информации являются инструментами перемен и могут играть решающую роль в укреплении роли пожилых людей в разработке стратегий, в том числе в сельских районах и т.д.
- правовые;
- организационно — управленческие;
- кадровые;
- финансово — экономические;
- научно — методические;
- информационные.
- средний размер пенсии;
- уровень бедности в пожилом возрасте, доля пожилого населения с доходом менее прожиточного минимума;
- обеспеченность жильём в пожилом возрасте, доля пожилого населения не имеющего жилья, или проживающего в ветхом жилье.
- средний показатель дожития после 60 лет;
- средняя продолжительность здоровой жизни после 60 лет;
- психологическое здоровье — доля психологически здоровых пожилых людей.
- занятость пожилых людей (доля лиц в пенсионном возрасте, занятых наёмным трудом или самозанятостью в общем количестве граждан пенсионного возраста);
- вовлечённость пожилых людей в культурную и спортивную жизнь, определяемые как доля населения от 60 лет и старше занимающегося в клубах по интересам, творческих коллективах и группах физической подготовки на регулярной основе;
- уровень образования пожилых людей (доля лиц, прошедших обучение в возрасте 60 лет и более в общем количестве граждан от 60 лет).
- доступ к общественному транспорту;
- доля объектов социально-культурной инфраструктуры, оборудованных под потребности пожилых граждан;
- количество пожилых граждан в возрасте от 60 лет, приходящихся на одного социального работника;
- оценка пожилыми гражданами в возрасте 60 лет и старше условий жизни в муниципальном образовании по данным опроса.
- совершенствование регионального законодательства в отношении граждан пожилого возраста;
- обеспечение межведомственного подхода к решению проблем старения;
- разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, информационных, кадровых и иных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения, повышения уровня и качества жизни пожилых людей;
- участие муниципальных образований в решении проблем, связанных со старением населения, а также активное привлечение к решению данных проблем общественных организаций и волонтёров; Для мониторинга результатов достижения обозначенных целей и задач Стратеги необходимо проводить регулярную оценку «Индекса благополучия пожилых граждан».
Преодоление чрезвычайных ситуаций.
Цель: доступ пожилых людей на справедливой основе к продовольствию, жилью и медицинскому и другому обслуживанию в периоды стихийных бедствий и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций и после них.
Меры достижения цели:
Обеспечение активного долголетия за счёт здравоохранения и повышения уровня благосостояния.
Для обеспечения экономического роста и развития общества чрезвычайно важное значение имеет хорошее состояние здоровья всего населения в целом. Всесторонний доступ пожилых людей к медицинскому обслуживанию и услугам, включая профилактику заболеваний, предусматривает признание того, что укрепление здоровья населения и профилактика заболеваний на протяжении всей жизни должны быть ориентированы на сохранение самостоятельности в плане ухода за собой, профилактику и замедление течения болезни и лечение инвалидности, а также на повышение качества жизни пожилых людей, которые уже являются инвалидами. Система здравоохранения и оказание медицинских услуг должны включать необходимую подготовку кадров и создание учреждений, удовлетворяющих особые потребности пожилого населения.
Укрепление здоровья и благосостояния населения Ульяновской области на протяжении всей жизни.
Цель: укрепление здоровья и благосостояния населения Ульяновской области на протяжении всей жизни, уменьшение совокупного воздействия факторов, повышающих риск заболеваемости и, впоследствии, возникновения зависимости, в пожилом возрасте, обеспечение всем лицам пожилого возраста доступа к продовольствию и надлежащему питанию.
Меры достижения цели:
Обеспечение универсального и равного доступа к медико-санитарному обслуживанию.
Цель: устранение проявлений социального и экономического неравенства по возрастному признаку, по признаку пола или по любому иному признаку, включая языковые барьеры, для обеспечения того, чтобы пожилые люди имели универсальный и равный доступ к услугам системы здравоохранения, создание и укрепление служб первичного медико-санитарного обслуживания для удовлетворения потребностей пожилых людей и их вовлечение в этот процесс, Создание полного диапазона услуг системы здравоохранения для удовлетворения потребностей пожилых людей, вовлечение пожилых людей в процесс создания и укрепления систем первичного и долгосрочного медико-санитарного обслуживания.
Меры достижения цели:
Профессиональная подготовка лиц, занимающихся уходом, и работников системы здравоохранения.
Цель: предоставление более качественной информации и обеспечение профессиональной подготовки сотрудников системы здравоохранения и социального обеспечения и обслуживающего персонала по вопросам, касающимся потребностей пожилых людей.
Меры достижения цели:
Потребности пожилых людей, касающиеся психического здоровья.
Цель: Создание всеобъемлющей системы услуг по охране психического здоровья, начиная с профилактики, своевременных терапевтических мер и оказания лечебных услуг и кончая устранением проблем с психическим здоровьем пожилых людей.
Меры достижения цели:
Повышение внимания к пожилым гражданам, имеющим инвалидность.
Цель: сохранение максимального функционального потенциала на протяжении всей жизни и содействие всестороннему участию пожилых людей-инвалидов во всех аспектах жизни общества.
Меры достижения цели:
Создание благоприятных условий проживания граждан пожилого возраста в Ульяновской области.
Цель: Содействие созданию благоприятных условий для того, чтобы пожилые люди могли оставаться в своих поселениях, с надлежащим учетом личных предпочтений, а также обеспечению пожилых людей различными видами доступного жилья, улучшение планировки жилья и окружающей среды в целях содействия независимому проживанию путем учета потребностей пожилых лиц, особенно инвалидов, лучшее обеспечение пожилых людей доступным и недорогостоящим транспортом.
Меры достижения цели:
Уход и оказание поддержки лицам, занимающимся уходом.
Цель: Обеспечение непрерывного ухода за пожилыми лицами с помощью различных источников и поддержка лиц, обеспечивающих уход, поддержка той роли, которую играют пожилые люди, в связи с обеспечением ухода.
Меры достижения цели:
Отсутствие заботы, предотвращение жестокого обращения и насилие.
Цель: Искоренение всех форм отсутствия заботы, жестокого отношения и насилия в отношении пожилых людей, создание вспомогательных служб для решения проблемы жестокого обращения с пожилыми людьми.
Меры достижения цели:
Повышение авторитета образа пожилого человека в сознании общества.
Цель: Более широкое общественное признание авторитета, мудрости, продуктивного и другого важного вклада пожилых лиц.
Меры достижения цели:
V. Механизмы реализации и контроля реализации Стратегии
Стратегия реализуется при активном взаимодействии органов власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества. Государственная и муниципальная поддержка Стратегии реализуется посредством включения задач и мероприятий Стратегии в государственные и муниципальные программы и проекты социально-экономического развития Ульяновской области.
Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области по реализации Стратегии проводит Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, общественную экспертизу и контроль реализации Стратегии осуществляет на региональном уровне Ульяновский областной Совет ветеранов, а на уровне муниципалитета — муниципальный совет ветеранов.
Механизмы реализации Стратегии будут определяться в зависимости от их направленности — по приоритетным направлениям Стратегии, а также в зависимости от инструментов, которыми необходимо будет воспользоваться для достижения целей и задач Стратегии.
К таким механизмам относятся:
Для мониторинга результативности реализации мероприятий Стратегии проводится ежегодная оценка «Индекса благополучия пожилых граждан» по муниципальным образованиям Ульяновской области. Индекс включается в систему показателей оценки эффективности органов местного самоуправления Ульяновской области.
Индекс благополучия пожилых граждан рассчитывается по четырём блокам показателей: материальная обеспеченность лиц пожилого возраста, состояние здоровья лиц пожилого возраста, личный потенциал лиц пожилого возраста, благоприятная среда для лиц пожилого возраста. Оценка проводится по группе населения 60 лет и старше.
Материальная обеспеченность оценивается по индикаторам:
Состояние здоровья оценивается по индикаторам:
Личный потенциал пожилых жителей оценивается по индикаторам:
Благоприятная среда для пожилых людей оценивается по индикаторам:
VI. Этапы реализации стратегии
Стратегия разработана на период до 2025 года.
Первый этап её реализации запланирован на период с 2015 до 2020 года.
Второй этап — с 2020 до 2025 года.
Этапы реализации Стратегии и предусмотренные Стратегией цели, задачи, приоритетные направления, ожидаемые результаты могут быть скорректированы по итогам реализации первого этапа.
VII. Ожидаемые результаты
Итогом реализации Стратегии станет сформированная система мер, направленных на повышение благосостояния и социально-культурного развития пожилых людей, укрепление их здоровья, повышение продолжительности жизни и активного долголетия.
В соответствии с поставленными в Стратегии задачами будет обеспечено:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области на период до 2025 года».
Принятие представленного проекта распоряжения направлено на решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения данной категории граждан, защиты их прав и интересов, повышения благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества.
Положения Стратегии призваны обеспечить улучшение качества жизни пожилых людей различных возрастных групп, независимо от места их проживания, с учётом их активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке.
Проведение оценки регулирующего воздействия проекта постановления не требуется, так как его содержание не затрагивает вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Проект распоряжения разработан департаментом социального благополучия Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.
Проект Стратегии согласован с Общественной палатой Ульяновской области, а также выносился на обсуждение на заседание Общественного Совета Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.
Начальник Главного управления
труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области Е.В.Сморода
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста в Ульяновской области на период до 2025 года».
Принятие настоящего проекта распоряжения не потребует выделения дополнительных средств из областного бюджета Ульяновской области.
Начальник Главного управления
труда, занятости и социального благополучия
Ульяновской области Е.В.Сморода