Добрососедство
Цель, задачи практики:
Помощь людям пожилого возраста, а также мало мобильным гражданам в решении разноплановых бытовых проблем, с которыми им в силу возраста и состояния здоровья трудно справиться самостоятельно.
Основные благополучатели практики:
Люди возраста 55+ и их родственники
Краткое содержание практики, основная суть:
Создание кооперационной модели хозяйствования, по типу взаимосвязанной кластерной продуктовой цепочки, которая основывается на договорах кооперации, аутсорсинга с коммерческими и некоммерческими организациями, социальными предпринимателями и добровольцами по оказанию помощи пожилым людям.
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе подготовки
На первоначальном этапе было проведено маркетинговое исследование с использованием формализованного интервью по выявлению потребностей пожилых людей в услугах разного вида. Полученная информация проанализирована и систематизирована и выявлены потенциальные направления необходимой социальной помощи, которые в настоящее время оказываются в недостаточном количестве. Кроме низкого уровня информированности о деятельности социальных служб исследование помогло выявить ниши социальных услуг, которые требуют решения, кооперации усилий бизнеса, гражданского общества и межведомственного взаимодействия государственных структур. Например, лицам не имеющим статуса «признан нуждающимся в предоставлении услуг государственными учреждениям» необходимы: доставка продуктов, уборка, ремонт одежды и обуви, содействие в получении социальных и медицинских услуг, восполнение недостатка общения и другие. Выявлены группы пожилых людей, которым регулярные услуги социального работника не нужны, но разовая помощь и возможность оперативного получения выше перечисленных услуг необходима.
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе реализации:
Для решения существующих проблем создается кооперационная модель хозяйствования, по типу взаимосвязанной кластерной продуктовой цепочки, которая основывается на договорах кооперации, аутсорсинга с коммерческими и некоммерческими организациями, социальными предпринимателями и добровольцами по оказанию помощи пожилым людям. Ожидается, что подобная посредническая схема взаимодействия нуждающегося в услугах пожилого человека и организации, выполняющей эти необходимые услуги, позволит устранить риски предоставления некачественных услуг и мошеннических действий в отношении лиц пожилого возраста.
Для волонтеров проекта предусматривается обучение, единая форма, питание и оплата проезда до места нахождения получателя услуг.
Специалисты проекта собирают информацию о людях старшего возраста и их потребностях, формируется единая база данных получателей услуг. К работе по выявлению нуждающихся в помощи пожилых людей и оказанию им услуг планируется вовлекать партнёров, добровольцев из числа соседей, поэтому проект назван - «Добрососедство».
Разрабатывается программа для функционирования круглосуточного диспетчерского «Call-центра», с использованием современных цифровых интернет-коммуникационных технологий, унифицируя сбор и обработку обращений с целью повышения доступности и оперативность предоставления помощи пожилым людям.
Использование современных телекоммуникационных и мобильных средств связи (от "бабушкофона", смартфона и до фитнес – браслета, регистрирующего многие жизненно важные показатели) помогут специалистам «Call-центра» своевременно оказать помощь, найти посредника (партнера и/или волонтера) для выполнения конкретной необходимой социальной и/или иной услуги.
Нажав всего одну кнопку, подопечный сможет связаться с диспетчером и сможет получить необходимую помощь или поддержку в решении любых своих вопросов в кратчайшие сроки в offline и online формате. В обязанности специалистов «Call-центра» будет входить регулярный мониторинг состояния здоровья пожилого человека, дистанционные консультации с лечащим врачом и своевременное информирование родственников.
Сотрудники “Сall-центра” должны иметь специальное образование в области геронтологии и психологии, владеть коммуникационными навыками, хорошо ориентироваться в различных сферах жизнедеятельности пожилых людей и в обязательном порядке проходить профессиональную подготовку и повышение квалификации.
Предоставление услуг пожилому человеку планируется производить в соответствии с определенными тарифными планами.
Такая опека пожилого человека позволит ему чувствовать себя защищенным, придаст больше уверенности и положительно скажется на качестве его жизнедеятельности.
Родственники, не имеющие возможности быть рядом с пожилым членом семьи, смогут с помощью “Добрососедство” обеспечить присмотр и контроль за его состоянием здоровья. При этом пожилой человек сможет остаться в привычной домашней обстановке и чувствовать себя комфортно.
Проект «Добрососедство» входит в число проектов Кластера социальной экономики и инноваций Новгородской области. В рамках проекта происходит формирование профильного подкластера из партнеров, идет построение межотраслевого, межуровневого, межсекторного взаимодействия и сотрудничества по решению социально значимых проблем людей старших возрастных групп, с последующим масштабированием положительного опыта на всю территорию Новгородской области.