Добрый друг
Данная практика является частью второго сборника практик по организации заботы в ближайшем окружении, полученных в ходе пилотного конкурсного проекта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Ближний круг»
Практика включает в себя реализацию технологии наставничества над несовершеннолетними, которые совершили правонарушение и (или) состоят на различных видах учета, демонстрируют девиантное поведение. Наставник определяет ресурсный потенциал ребенка и его окружения, ставит задачи по реабилитации, вовлекает ребенка в социально-полезную деятельность, принимает участие в составлении индивидуального плана сопровождения и его реализации. Появление в жизни ребенка значимого взрослого со сложившейся системой ценностей может кардинально повлиять на процесс взросления и способствовать духовному развитию личности. В Центр принимается несколько групп детей: 1) совершившие общественно опасное действие (т. е. совершившие уголовное преступление, но не достигшие 14 лет); 2) дети, находящиеся в конфликте с окружающими; 3) дети, находящиеся в конфликте с собой и проявляющие агрессию по отношению к себе; 4) дети из семей в социально опасном положении, в которых родители употребляют психоактивные вещества, совершают правонарушения.
Механизм реализации практики
-
Формирование команды практики, куда входят руководитель-координатор, социальные педагоги, бухгалтер (желательно).
-
Поиск партнеров – учреждений досуговой направленности.
-
Реклама (наружная, в соцсетях, на ресурсах партнеров), нацеленная на поиск кандидатов на роль наставников из числа активной молодежи и инициативных людей.
-
Отбор наставников путем анкетирования и собеседования.
-
Подбор детей, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой (в том числе благодаря сотрудничеству с комиссией по делам несовершеннолетних).
-
Обучение волонтеров-наставников. Основная программа обучения рассчитана на 48 часов, помимо этого, не реже раза в месяц для волонтеров и тьюторов организуются семинары, тренинги и супервизии. Также регулярно осуществляются мероприятия, направленные на сплочение команды наставников.
-
Формирование пар наставник–подопечный.
-
Наставник знакомится с семьей подопечного. Составляется и реализуется индивидуальный план сопровождения несовершеннолетнего.
-
Проведение культурно-массовых, досуговых и оздоровительных мероприятий для подопечных.
-
Социальное волонтерство (наставники и подопечные безвозмездно оказывают помощь ветеранам тыла, одиноким престарелым людям, семьям с детьми, находящимся в ТЖС).
Основные статьи расходов
-
Оплата труда команды.
-
Расходы на обучение команды (оплата труда приглашенных специалистов).
-
Информационная поддержка и продвижение практики (разработка и издание рабочей тетради для наставников, социальная реклама, изготовление баннера для мероприятий).
-
Изготовление футболок с логотипом наставничества для наставников.
Над реализацией практики работают
-
Координатор – управление процессом внедрения и дальнейшего сопровождения технологии наставничества.
-
2 тьютора (социальные педагоги) – поддержка и организационное, методическое и образовательное сопровождение наставников.
-
15 волонтеров-наставников.
-
Бухгалтер.
Результаты
За 45 несовершеннолетними закреплены 20 наставников. За период реализации практики с различных видов учета сняты 16 подростков.