Передвижной музей «Чемодан историй»
Апробация методики взаимодействия «серебряных» волонтеров с маломобильными пожилыми людьми, результатом которого станут творчески оформленные экспозиции, основанные на пережитом опыте и воспоминаниях.
Задачи:
1. Обучить волонтеров биографическим методам работы с пожилыми людьми.
2. Организовать и координировать работу волонтеров с маломобильными пожилыми людьми по созданию передвижных «музеев в чемодане».
3. Организовать мероприятия в 5 школах г. Пензы: презентации передвижных «музеев в чемодане», подготовленных пожилыми людьми, пережившими исторические события.
4. Подвести итоги проекта «Передвижной музей «Чемодан историй»»: презентовать созданные экспозиции, собрать и обработать отзывы непосредственных участников проекта и посетителей передвижных экспозиций.
5. Транслировать полученный опыт работы с маломобильными людьми и «серебряными» волонтерами в рамках проекта, подготовить методические материалы «Биографические методы работы с пожилыми людьми» для представителей НКО и других организаций, работающих с людьми пожилого возраста.
Краткое содержание всего проекта, основная суть:
При работе с пожилыми людьми, особенно такими, кому за 70, наблюдается процесс их постепенного перехода из категории мобильных в категорию маломобильных и немобильных людей. И основная задача состоит в том, чтобы не просто уделять внимание этим людям, а именно способствовать их посильной активности и укреплению чувства уверенности, что они нужны, интересны, востребованы. Это - главная психологическая составляющая здоровья и активного долголетия пожилого человека. В рамках данного проекта мы хотим апробировать методику взаимодействия «серебряных» волонтеров с маломобильными пожилыми людьми. Результатом данного взаимодействия станут творчески оформленные экспозиции («музеи в чемодане»), основанные на пережитом опыте и воспоминаниях, демонстрирующие уникальные вещи, документы, фотографии. В дальнейшем эти экспозиции можно будет выставлять для ознакомления в школах, на различных мероприятиях, связанных с историей, краеведением и памятными датами.
Описание технологий и методик, используемых в рамках проекта:
История жизни: периоды, события, поворотные точки, случай;
Техника диалога, как основного инструмента работы в рамках биографического метода;
Биографическое интервью;
Эмоциональная составляющая в работе памяти и в воспроизведении истории жизни;
Роли человека по отношению к историческому событию: очевидец, участник, современник, наследник;
Методы и приемы биографической работы: разговорное кафе, самопрезентация, биографическое лото.
Основные достигнутые результаты:
Подготовлено 26 «чемоданов историй»;
Участвуют 73 пожилых человека;
Посещение с презентациями в школах г. Пензы расписано на год вперед;
За октябрь 2017 г. организовано 4 презентации проекта.
Практический пример (далее «вид деятельности») «Чемодан историй»
Какие виды работы проводятся с целевой группой? |
Возможны 2 формы применения методики: для мобильных пожилых людей и тех, кто ограничен в возможностях передвижения. Для мобильных пожилых людей
Встречи проводятся в формате «разговорного кафе». Желательно, чтобы у приходящих на такие встречи была возможность находиться за столиками по 4 человека. Возможно создание «атмосферы»: купе поезда или уютного кафе. Встреч, предшествующих основному этапу подготовки экспозиции может быть 2-3, в зависимости от пожеланий самих участников. На встречах участники делятся воспоминаниями. Ведущий этих встреч – координатор должен заранее либо подготовить список тем, которые могут быть интересны приходящим на встречи, либо продумать что можно вспомнить и обсудить в хронологическом порядке (по годам). Итогом встреч должен стать выбор каждого из участников проекта: конкретная тема, которой будет посвящена «экспозиция в чемодане».
Для немобильных и маломобильных пожилых людей Основное отличие применения данной методики для этих категорий пожилых людей будет заключаться в том, что работа будет проводиться не по группам, а по парам: волонтер и маломобильный или немобильный пожилой человек.
Это можно сделать при помощи обзвона или во время посещения их. Координатор работы с маломобильными людьми или волонтер рассказывают, что есть возможность создать «музей в чемодане» и предлагают присоединиться к данному проекту. Лучший результат получается, если волонтер и пожилой человек с ограниченными возможностями передвижения уже знакомы, т.е. они уже знали друг друга раньше, соседи, или это волонтер и подопечный. В таком случае не нужен период знакомства друг с другом, на который необходимо не менее 3-4 встреч.
Встреч волонтера и его подопечного, который составляет экспозицию в чемодане, может быть 2-4. Итогом встреч-бесед должен стать выбор темы, по которой может быть подготовлена экспозиция.
Задачи волонтера на этом этапе: - помочь пожилому человеку с ограниченными возможностями передвижения определиться с темой экспозиции; - подобрать экспонаты и оформить их для демонстрации; - помочь найти или оформить чемодан; - помочь составить рассказ по экспозиции; - помочь выступить с презентацией своего «музея в чемодане». 5.Помочь маломобильному пожилому человеку презентовать свой «музей в чемодане» волонтер может несколькими способами: 6. Помочь добраться до места, где будет проходить презентация музеев в чемодане, чтобы пожилой человек выступил сам; 7. Если маломобильный или немобильный человек сам на встречу на поедет, то помочь ему записать рассказ пожилого человека на диктофон и во время презентации показать все экспонаты (но это при условии, что пожилой человек доверит экспонаты своего «музея» волонтеру); 8. Также при условии, что пожилой человек доверит экспонаты своего «музея» волонтеру, волонтер может подготовить рассказ по экспозиции с представить ее на презентации. Исходя из нашего опыта, пожилые люди и волонтер, как правило выбирают 1 или 3 варианты. 9. Если есть возможность видеозаписи, то выступление на презентации волонтера можно заснять на видео, а потом продемонстрировать его автору экспозиции, чтобы он оценил и дал, если необходимо, рекомендации как сделать презентацию лучше. 10. На всех этапах по составлению «музея в чемодане» волонтера со своим подопечным практическую и консультационную помощь оказывает координатор. |
2. Польза для пожилых Какую пользу получают благодаря этому виду деятельности пожилые? |
Возможность поделиться своей жизненной историей, продемонстрировать свой опыт, достижения, показать уникальные вещи, документы или фотографии, которые у них хранятся. Большинство пожилых людей, которые начинают составлять экспозицию «Чемодан историй», в основном, выбирают истории своей семьи, истории, связанные с их профессиональной деятельностью, путешествиями. Реже выбирают тематику встреч с интересными людьми и периодами истории (например, военное детство). Для маломобильных и немобильных пожилых людей – это возможность почувствовать свою нужность, востребованность, интерес со стороны других людей к событиям, которые они пережили и, которые для них важны, это для них – возможность стать причастным к интересному проекту, «выйти за пределы своей квартиры». |
3. Польза для волонтеров Какую пользу получают благодаря этому виду деятельности волонтеры? |
В нашей работе мы привлекали «серебряных» волонтеров, которые вначале сами составили «музеи в чемодане» и усвоили алгоритм этой работы, а затем помогли это сделать другим пожилым людям. Но возможно привлечь и молодых людей, особенно тех, кто увлекается историей или внуков и правнуков пожилых людей. Во время работы над составлением мини-экспозиций волонтеры учатся общаться, узнают новое и интересное, а также получают позитив и моральное удовлетворение от того, что участвуют в сохранении живой истории, уникальных исторических материалов. |
4. Предпосылки для участия волонтеров. Какие навыки и умения необходимы для участия в этом виде деятельности со стороны волонтеров? |
Собственная мотивация волонтеров. Волонтерам необходимо пройти обучение и получить собственные результаты. Волонтерам необходимо уметь выстраивать беседу с пожилым человеком, уметь выбирать главное и основное из объема информации, уметь отбирать материалы, относящиеся к основной тематике. Желательно уметь: делать сканы и ксерокопии документов, фотографий, составлять конспект выступления, выступать для зрителей, пользоваться фото- и видео-камерой. |
5. Количество и возраст волонтеров. Сколько волонтеров необходимо и какого возраста? |
В нашем проекте «Чемодан историй», который был реализован в 2017-2018 гг. были подготовлены 54 волонтера, которые создали 42 «музея в чемодане» (12 человек не смогли закончить свои экспозиции в силу личных причин, болезни и смерти). Волонтеры возраста 1935-1945 гг. рождения. Данный проект осуществлялся при финансовой поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко. В дальнейшем подготовленные волонтеры помогали подготовить «музеи в чемодане» немобильным и маломобильным участникам уже в рамках проекта «Дети войны: активное долголетие» по программе «Место встречи: диалог». Из уже подготовленных волонтеров 31 продолжили работу по составлению экспозиций со своими подопечными, были подготовлены еще 19 человек, в том числе 4 – родственника немобильных и маломобильных участников проекта. За период 2018-2019 гг. волонтеры вместе со своими подопечными смогли подготовить 23 передвижных музея «Чемодан историй». Еще 15 музеев находятся на стадии доработки. |
6. Поддержка для волонтеров
|
Для волонтеров желательно организовать консультации специалистов музейного дела, которые расскажут как создается экспозиция и как составляется рассказ по экспозиции. Лучше всего это сделать во время посещения музейной экспозиции или договориться с сотрудниками музея. Во время реализации нашего проекта «Чемодан историй» в 2017-2018 гг. мы заложили дополнительные средства, чтобы организовать для волонтеров такую встречу в музее. Волонтерам необходима поддержка и консультации на всех этапах работы. Чаще всего обращаются за психологической поддержкой во время эмоциональных реакций пожилых людей: как успокоить, как найти тему, чтобы отвлечь от волнующих воспоминаний, как понять можно ли продолжать разговор или перенести. За время реализации проекта накоплен определенный багаж ситуаций, которые возникали и могут возникнуть, поэтому уже можно провести групповой тренинг. Пока были только индивидуальные консультации по возникающим ситуациям. |
7. Предпосылки для участия пожилых.
|
Желание создать собственную мини-экспозицию, желание поделиться историями своей жизни, желание взаимодействовать с волонтерами при подготовке экспозиции, желание общаться с молодежью. |
Сколько времени занимает вид работы, как часто и в какое время суток он выполняется? |
Групповые встречи при обучении волонтеров длятся не более 2-х часов. Оптимально – 1,5 часа. Периодичность встреч - 1 раз в неделю или 1 раз в 2 недели. Встречи волонтеров с подопечными – не больше 1 часа. Периодичность встреч – не чаще 1 раза в неделю. Оптимально – 1 раз в 2 недели, т.к. у волонтеров, по крайней мере, у тех кого привлекали мы, есть еще другие дела и обязанности. Консультации могут занимать от 15 мин. до 1 часа. Периодичность встреч и возможность телефонных консультаций определяет координатор, исходя из своих возможностей и потребностей волонтеров. Время суток – предпочтительно первая половина дня. Это время суток наиболее оптимально для пожилых людей. |