Школа современного искусства и декоративно прикладного творчества "Апельсин"

Практика «Школа современного искусства и декоративно-прикладного творчества "Апельсин"» реализуется в Ульяновской области, на сельских территориях, где проживают люди старше 40 лет. Основная цель — создать доступное пространство для занятий творчеством, помочь участникам раскрыть свой потенциал, преодолеть психологические барьеры и научиться видеть красоту в окружающем мире.
Практика направлена на формирование устойчивого интереса к саморазвитию и повышению качества жизни через освоение нетрадиционных методов изобразительного искусства и ДПТ. Особое внимание уделяется тем, кто ранее не имел опыта в рисовании или считал себя «неспособным к творчеству». Программа включает разнообразные техники: скетчинг, нейрографику, мандалотерапию, кофейную живопись, пуантилизм, работу с природными материалами и декорирование различных поверхностей. Это позволяет каждому участнику создавать художественные работы даже без начальных навыков.
Благополучателями являются:
- взрослые старше 40 лет;
- члены многодетных семей;
- представители приемных семей;
- семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Реализация практики началась с трудностей информирования населения на малых территориях (селах, деревнях), где жители редко используют интернет и соцсети. Для установления доверия и распространения информации использовались стендовые объявления и личное общение в местах массового присутствия — например, в магазинах. Также потребовалось найти педагога, что стало возможным благодаря грантовой поддержке, позволившей обеспечить заработную плату на протяжении нескольких месяцев. К работе были привлечены студенты творческих специальностей в качестве волонтеров, а также опытные женщины старшего возраста, ранее работавшие в творческих профессиях.
Для эффективной работы программы важно было:
- подготовить пространство для занятий (в данном случае использовались помещения школы и центра добровольчества);
- собрать и систематизировать учебные материалы, адаптированные под уровень группы;
- привлечь педагогов с опытом арт-терапии и способностью строить доверительный контакт;
- провести первоначальный опрос среди местных жителей, чтобы выявить заинтересованных участников и использовать их как лидеров влияния.
В процессе занятий обращается особое внимание на постепенное введение участников в публичное пространство: фото- и видеосъемка начинаются только после того, как человек чувствует уверенность в своих результатах. Это особенно важно в маленьких сообществах, где люди опасаются оценки окружения.
Для развития практики планируется:
- усиление сотрудничества с органами местного самоуправления для информационной и организационной поддержки;
- проведение праздников и выставок, где участники смогут презентовать свои работы;
- организация выездных мероприятий в города, участие в выставках в крупных культурных центрах, что повысит мотивацию и позволит получить внешнюю оценку.
Практика финансируется в рамках Областного конкурса грантов Ульяновской области на 2024–2025 годы , предоставлено помещение — Вальдиватская средняя школа и Доброцентр. Общее количество участников составляет 30 человек, на данный момент реализовано 120 часов занятий, освоено 4 техники.
В результате реализации практики:
- участники получили базовые знания по художественной грамоте, живописи, графике, декоративно-прикладному искусству;
- научились создавать композиции из разных материалов, в том числе природных и бытовых;
- освоили арт-терапевтические методики, позволяющие снижать стресс и выражать эмоции через творчество;
- развили коммуникабельность, креативность, усидчивость, ответственность и чувство гармонии;
- преодолели внутренние ограничения типа «не могу», «не умею», «не получится»;
- начали активнее участвовать в общественной жизни, делиться опытом, обучать других.
Особый акцент сделан на личностном развитии: через творчество участники находят новую форму самовыражения, восстанавливают связи внутри семьи и сообщества, ощущают свою значимость и нужность.
Единственным риском может стать потеря педагога из-за истечения срока грантовой поддержки, поэтому важным шагом станет развитие локального волонтерского сообщества и передача части функций самим участникам, которые уже готовы становиться наставниками.
Завершением практики станет ситуация, когда группа начнет самостоятельно развиваться, запускать новые проекты, создавать условия для самореализации и обучения других — то есть превратится в устойчивое творческое сообщество.
