Социальная столовая
база практик

Социальная столовая

Забота рядом
География проекта
Республика Хакасия
Сроки проведения
С 2014 года по настоящий день

Цель, задачи практики

Обеспечение горячим питанием гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные благополучатели практики

· Пенсионеры (90%)

· Беженцы

· Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Краткое описание практики

С 2014 года Благотворительный фонд социальной поддержки населения «Кристалл» реализует большую социальную программу «Социальная столовая». Программа направлена на осуществление социальной поддержки наиболее нуждающихся людей старшего поколения, инвалидов, беженцев, людей попавших в трудную жизненную ситуацию в форме предоставления им бесплатных, горячих обедов в количестве до 250 порций ежедневно без выходных и праздничных дней. Приготовление и раздача горячих обедов осуществляется в оборудованном помещении, расположенном по адресу: Республика Хакасия город Абакан улица Пушкина 36. Рассчитано на 36 посадочных мест. Горячий обед состоит из 4-х блюд. В меню которых входят крупяные, макаронные, мясные, рыбные, колбасные изделия, салаты, а также сладкий чай, компот, кисель или какао с выпечными изделиями или с фруктами. Две смены штатных профессиональных поваров готовят сбалансированный комплексный обед.

Какие действия реализуются, технологии и методики используются на основных этапах:

1. Подготовка

Оформление деятельности

Основной ОКВЭД – 64.99. Дополнительные – 88.99 и 88.10. При таком основном ОКВЭД разрешение на ведение деятельности необходимо получить только от Минюста и налоговой.

Организация является поставщиком социальных услуг.

Документы по деятельности, имеющиеся у фонда (помимо уставных), – см. Приложение 1.

Найти и подготовить помещение

Руководством столовой было выбрано помещение, в котором ранее находилось кафе. Это оказалось минусом, т.к. предыдущие хозяева помещение «утомили».

Еще один минус – помещение находится в жилом доме, и жильцы жалуются на скопление народа.

Требования к «идеальному» помещению:

2. Должно быть отдельно стоящее здание.

3. Должна быть стоянка.

4. Должна быть система хранения.

5. Нужен тамбур (прихожая), чтобы пожилые не стояли на улице.

6. Санузел недалеко от входа.

7. Гардероб просторный, чтобы пожилые люди могли спокойно найти свою одежду, одеться.

 

Помещение сначала взяли в аренду, потом выкупили, сделали капитальный ремонт и закупили оборудование.

Набрать штат: заведующая столовой, 2 повара (работа 3/3), 2 кухработника (работа 3/3), помощник повара (работа 5/2), охрана (работа 3/3), технический работник (работа 3/3)

Персонал обязательно должен иметь санитарные книжки. Должно быть постоянное прохождение медосмотров.

Соответствие СанПин. По новой версии вся ответственность лежит на том, кто реализует деятельность.


8. Реализация

Для обеспечения безопасности пожилых столовая не работает с людьми без определенного места жительства (возможность туберкулеза) и бывшими заключенными.

В начале реализации привлекали благополучателей через КЦСОН, но начали приходить посторонние люди, явно не нуждавшиеся в помощи. Реклама в СМИ чрезмерно увеличивает количество посетителей. Поэтому стали налаживать свои каналы информирования. На данный момент сформирована база благополучателей посещающих социальную столовую. Лучшая реклама это сарафанное радио, новые благополучатели узнают о столовой от знакомых. Новые посетители столовой должны предоставить ряд документов: заявление, справка о доходах, флюорографию, справку о составе семьи, копию паспорта, согласие на обработку персональных данных (см. Приложение 2). Ежегодно все благополучатели посещающие социальную столовую обновляют пакет документов.

Ежедневно в столовую составляются списки благополучателей на предоставление горячих комплексных обедов, списки формируются из одобренных заявлений. Благополучатели допускаются к обеду пофамильно.  

Новые посетители могут также приходить по ходатайству социальных служб. Обычно об их приходе предупреждают заранее, чтобы повара правильно рассчитали количество порций.

Организация процесса:

Всего штат столовой составляет 12 человек. Заведующая столовой занимается контролем работы социальной столовой, составляет план, меню, занимается закупкой, выдачей, списанием продуктов. Ведет учет продуктов питания. Ответственная за соблюдение санитарных норм. В штате столовой числится два повара, работа проводится посменно в среднем по 15 дней в месяц. Помощник повара работает 5 дней в неделю по 8 часов. В штате столовой числится два кухонных работника, работа проводится посменно в среднем по 15 дней в месяц. В штате столовой числится два уборщика, работа проводится посменно в среднем по 15 дней в месяц. В штате Фонда числится два охранника. Работа ведется по сменно 3 дня через 3 дня. Рабочая смена составляет 11 часов.

В период пандемии COVID-19 Социальная столовая закрылась для посетителей, однако с 01.04.2020г. фонд организовал приготовление обедов и их доставку на дом пожилым людям. Сотрудники фонда обзванивали всех пожилых, находящихся в их списках, и выясняли потребность в обедах. За период с 01.04.20 по 01.06.2020 года было приготовлено и доставлено 13124 шт.комплексных горячих обедов и адресной помощи в виде 752 продуктовых наборов. Доставку обедов осуществляли волонтеры в количестве 80 человек. С 18.06 .2020 года и по настоящий момент проект "Социальная столовая" продолжает работать в стационарном режиме. Развоз горячих обедов – большая ответственность. Есть риск, что еда может испортиться, если ее быстро не съесть.

Столовая не работает только 1 января, и один раз в год на санитарный день.

На сегодняшний день в списке 305 человек, на обеды приходят около 250. Если кто-то не пришел – ему звонят сотрудники столовой. Работает общая группа в вотсап для информирования.

Сейчас фонд работает над созданием электронной базы, хотят сделать вход по QR кодам.


Приготовление еды

95% продуктов дает учредитель. Поставщики помогают когда попросят, на акции (5%), люди несут продукты со своих огородов. Лепят пельмени с волонтерами из других НКО.

Если нет бесплатного: поставщик социальных услуг или днем бесплатно кормить, вечером платно.

Нормативы по меню – по весу блюд. При разработке меню повар опирается на технологические нормы для заведений общепита.

 

Замечания по организации процесса

ü По возможности лучше иметь гардеробщика, так как пожилые люди могут путать одежду.

ü Видеонаблюдение очень полезно, т.к. пожилые люди забывают свои вещи.

ü Обязать всех при входе мыть руки.

ü При производстве еды всегда необходим усиленный контроль процесса.

 

9. Дальнейшее развитие

 

7 лет эксплуатации в промышленном масштабе привели к износу и выводу из строя различного рода сегментов рабочего процесса столовой. Необходимость замены оборудования остро стоит в повестке дня социальной столовой. В планах провести модернизацию рабочего оборудования социальной столовой.

Требуемые ресурсы (материальные, человеческие, информационно-методические)

Фонд располагает помещением, переданным учредителем фонда в безвозмездное пользование, которое оснащено профессиональным кухонным оборудованием для обеспечения работы социальной столовой. Обеденной зоной с 36 посадочных мест.

Для начала подобного проекта необходимы прежде всего ресурсы на помещение, оборудование, продукты и фонд оплаты труда.

Партнеры по реализации практики (обязательные, если есть/ возможные)

Организация работы столовой осуществляется за счет средств учредителя фонда. Большое количество партнеров и друзей социальной столовой помогают продуктами, овощами, фруктами, кондитерскими, хлебобулочными изделиями.

Непосредственные результаты практики (например, количество обедов, количество посетителей и проч.)

За 7 лет работы «Социальной столовой» было приготовлено 473 806 бесплатных комплексных обедов. В среднем столовую посещает около 225 человек в день.

Что изменилось в результате реализации практики

По результатам реализации практики, не менее чем у 95% благополучателей, улучшился уровень жизни за счет получения горячих бесплатных обедов. Целевая аудитория смогла направить свои ресурсы на приобретение, лекарств, оплату коммунальных платежей и других необходимых потребностей для комфортной жизни.

Риски, связанные с реализацией практики

Эпидемиологическая ситуация подкосила работу социальной столовой, но в период пандемии горячие обеды развозились по домам, также развозились продуктовые наборы.

Дополнительные ссылки (ссылки на видео, новости проекта, группы в социальных сетях и т.д.)

https://vk.com/wall328055332_1095

https://www.youtube.com/watch?v=V1G7OTbjM8w

https://www.youtube.com/watch?v=PcXKkojte5M

https://yadi.sk/d/bLgPN34c_SDA6g

География проекта
Республика Хакасия
Сроки проведения
С 2014 года по настоящий день

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ