Всебурятский фестиваль бууз
Цель практики: выявить престарелых людей и детей, требующих заботы, привлечь к ним внимание и оказать продовольственную помощь
Задачи:
1. привлечь внимание сообщества к проблемам и выявить престарелых людей и детей, требующих заботы
2. возрождение традиций взаимопомощи, присущей народам, проживающим в Бурятии
3. создать микросообщества «забота рядом» в сельских поселениях и в городских микрорайонах
4. оказать продовольственную помощь престарелым людям и детям
5. продвижение национальной культуры, традиций и праздников бурятского народа
Основные благополучатели практики
*
1. престарелые люди
2. дети сироты и особые дети
Содержание практики, основная суть
В преддверии национального бурятского Нового года - Сагаалгана активисты сельских и городских поселений делают буузы и в дни празднования, угощают ими своих соседей: одиноких престарелых людей, детей – сирот, особых детей, малообеспеченные семьи.
Акция малозатратна и легка в исполнении (делая себе буузы на праздник, можно сделать несколько бууз и для малоимущих соседей)
Так как у бурятского народа имелась традиция посещать своих родственников в дни празднования Сагаалгана. Данная традиция бурятского народа, по мнению руководства, изначально несла объединяющую всех идею помощи другим людям, поэтому мы предположили, что она может стать основой для благотворительной акции и вовлечения в благотворительную деятельность большого числа жителей Бурятии и земляков, проживающих в других регионах и странах.
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе подготовки
1. поиск информации по истории национального праздника, прописывание истории возникновения национальных блюд
2. технологии социального проектирования: прописывание календарного плана: мероприятий проекта, создание команды и подготовка сметы – требуемых ресурсов
3. социальный маркетинг: выявление заинтересованных сторон из органов власти, муниципалитетов, партнеров из крупного и малого бизнеса, руководителей инициативных групп, их интересов, целей и задач их деятельности, их возможностей и ресурсов
4. информационная кампания: подготовка пресс- релизов, видео роликов с призывом принять участие, направление писем органам власти, СМИ, размещение в соцсетях
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе реализации
1. прописывание технологии подготовки национальной пищи – бууз на электронном и бумажном носителе, подготовка видео сюжета по подготовке теста, мяса для бууз и технологии лепки
2. методика выявления старших и детей, требующих заботы в сельских и городских территориях, подключение к этому процессу ТОСов, ОСЗН, сельских и городских активистов
3. технологии фонда местного сообщества по созданию микросообществ: выявление старших и детей, которым нужна помощь и заинтересованных лиц, окружающих этих людей: НКО, активисты, родители детей инвалидов, руководители социальных учреждений вокруг идеи, целей и задач проекта
4. при охвате не менее 5-10 благополучателей использование технологии файндразинга в малых территориях: поиск организаций и людей, которые могут оказать помощь в приобретении муки, мяса, проведение телефонных (холодные звонки) и прямых переговоров с объяснением целей и задач практики и возможных интересов при вхождении в проект
5. при охвате не менее 5-10 благополучателей организация активистов для лепки бууз, посещения людей, требующих заботы, при необходимости, поиск помещений для угощения
6. подготовка теста, лепка и варка бууз
7. фото и видео съемка этого процесса, и главное, вручения бууз, угощение соседей, земляков
8. текущий мониторинг в течение всего периода празднования Сагаалгана (месяц) по участникам акции из сельских и городских районах, по результатам, заполнение таблицы мониторинга
9. размещение информации об участниках акции и о благополучателях помощи в соц.сетях для расширения территории акции и вовлечения земляков из других регионов России и зарубежных стран
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе завершения
1. сбор информации по результатам в городских и сельских районах, сбор фото и видео сюжетов
2. обработка информации и улучшение фото
3. подготовка итоговой таблицы результатов и подготовка итогового отчета
4. информирование участников и жителей по результатам акции
5. подготовка и вручение благодарственных писем участникам и партнерам акции
6. презентация итогов акции на заседании Министерства социального развития или на правительственном уровне
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе развития
1. сбор и систематизация методов, технологий, мероприятий, применяемых в процессе реализации акции
2. сбор информации по вопросам и проблемам, возникших в процессе реализации, их анализ и подготовка рекомендаций по их предупреждению при проведении акции на следующий год
3. подготовка презентации по итогам акции: участники, количество благополучателей, фото вручения, количество бууз, ориентировочная сумма привлеченных средств
4. подготовка макета онлайн журнала по проведению акции, в котором прописать технологию подготовки и варки бууз, историю праздника и возникновения блюда. Размещение его в соц.сетях и на сайте организации
5. поиск земляков, проживающих в других регионах России и в зарубежных странах
6. заключение устных и письменных договоров о включении в акцию на следующий год
Требуемые ресурсы
1. Руководитель проекта, менеджер (можно взять из заинтересованного НКО или поставить куратора волонтерской группы, дизайнер (можно на волонтерских началах), ответственный за связи с общественностью (может быть волонтер), бухгалтер, актив волонтеров (не менее трех человек, желательно иметь в сельских районах)
2. Рабочие места для вышеперечисленных специалистов или волонтеров (компьютеры, ноутбуки), интернет, минимум группы в двух соц.сетях, сайт, если есть, принтер (не менее двух), смартфоны у основных членов команды
3. База данных муниципалитетов (сейчас в каждом районе есть сайты администраций, в которых указаны контакты специалистов
4. База данных СМИ, с контактами конкретных журналистов, занимающихся социальной тематикой
5. Финансовая или материальная база не обязательна для запуска проекта, но желательно иметь не менее 8000 -10 000 рублей для запуска проекта и подготовки видео по технологии лепки бууз и их приготовлению
Партнеры по реализации практики
1. Министерство социальной защиты РБ
2. Кураторы «серебряных» волонтеров – 19 групп
3. Депутаты городского совета и Народного Хурала
4. Руководитель партийного проекта «Старшее поколение» в Республике Бурятия
5. Главы поселений, главы муниципалитетов
6. На первом этапе партнерами выступили одна крупная сетевая коммерческая компания, Союз пенсионеров Бурятии и 22 мелких предпринимателей (в основном кафе и производители бууз в сельских районах)
7. Пять региональных групп «серебряных» волонтеров
Непосредственные результаты практики
1. Практика реализуется с 2019 г. по настоящее время
2. Общее количество благополучателей составило 4546 человек.
3. Помощь получили 15 социальных учреждений, в которых проживает 1243 детей, 1612 пожилых людей
4. Помощь получили 1691 одиноких пожилых людей.
5. Особые дети из «Отрадного сада», Прибайкальский район впервые в жизни сами попробовали лепить бузы вместе со взрослыми.
6. Глава Селенгинского района дал мастер класс.
7. С 2019 по 2022 года в акции приняли участие «серебряные» волонтеры из 5 городов России. В Республики Мордовия, в Приморье - во Владивостоке проведены мастер классы по лепке бууз, рассказана история праздника и проведены мастер классы по бурятскому танцу «Ехор». В 2022 к фестивалю подключились представители г. Курска, Волгорада, Еврейской АО, Омской области, Ханты Мансийского АО
8. В 2020 году к фестивалю бууз активно подключились наши партнеры из Монголии. За эти годы в акции приняли участие наши земляки, проживающие в Германии, Таиланде, Австралии, Франции, Люксембурга, Финляндии.
Что изменилось в результате реализации практики
1. Волонтеры, принимающие участие в проекте почувствовали себя значимыми людьми. Теперь они с гордостью говорили себе «Я хороший».
2. Многие жители Бурятии впервые узнали, что оказывается рядом с ним проживает престарелый, одинокий человек, которому нужна их помощь. «Невидимые старики» вдруг появились в их жизни.
3. Престарелые люди, дети сироты, особые дети почувствовали, что они кому то нужны, о них помнят, о них знают, что повлияло на их морально психологическую установку на ЖИЗНЬ. За много лет они получили праздник в дни бурятского нового года.
4. Некоторые дети сироты впервые в жизни попробовали вкус бууз. Для них это было кулинарное событие всей жизни, так как в учреждениях, в которых они проживают никто не готовил такого блюда.
Риски, связанные с реализацией практики
1. Идею перевода традиционного посещения в дни празднования бурятского нового года младшими членами семьи более старших и вручения им подарков в благотворительную акцию по поднощению соседям бууз в качестве новогоднего подарка население могло не поддержать. Так как мы начинали акцию по наитию, не было никаких грантов, материальных и финансовых ресурсов, кроме минимальной оплаты руководителю, бухгалтеру и менеджеру, то если бы идею не поддержали жители, акция могла стать местечковой. Поэтому нужно качественно изучить традиционные праздники и проработать идею среди своих соседей, проговорить с органами власти и активистами
2. Акция могла стать местечковой, так как для проведения республиканской акции нужны знакомые единомышленники и активисты в городских и в сельских поселениях
3. Подготовка онлайн журнала оказалась очень трудоемкой. Нужно было получить информацию с мест по партнерам, вручению бууз благополучателям. Присланные фото оказались низкого качества. Пришлось подключать двоих дизанеров, что бы подготовить фото к печати.