Межпоколенческое взаимодействие
база практик

Межпоколенческое взаимодействие

Связь поколений
География проекта
Хабаровский край
Сроки проведения
01.11.2020 по настоящее время
Цель, задачи практики
*
Создать условия для осуществления разнообразных форм продуктивного общения и сотрудничества представителей разных поколений, для роста взаимопонимания и взаимопринятия

Основные благополучатели практики
*
Представители старшего поколения
Содержание практики, основная суть
*
Практика включает в себя разные форматы межпоколенческого взаимодействия:
1) акция "Добрая открытка" - учащиеся школ, центров дополнительного образования изготавливают своими руками новогодние открытки, подписывают их персонально каждому пациенту дома-интерната для престарелых, которым эти открытки вручаются накануне Нового года. Открытки изготавливают дети под руководством педагогов, а также - студентов - будущих педагогов;
2) взаимообучение пенсионеров и студентов: студенты проводят занятия для старших по направлениям, востребованным у пенсионеров, и соответствующим направлениям профессиональной подготовки студентов (английский язык, картины из шерсти, декупаж, основы латинских танцев, гимнастика для мозга и др.); в свою очередь, пенсионеры учат студентов - будущих педагогов тому, что умеют сами, и что может быть полезным в работе с детьми (изготовление цветов из фольги, жонглирование,  вышивание лентами, игры бабушкиного детства);
3) межпоколенческий киноклуб, в ходе которого люди старшего возраста и молодежь (студенты) вместе смотрят и обсуждают фильмы и проблемы, поднятые в них
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе подготовки
*
1) Согласование идеи акции "Добрая открытка" с руководством домов-интернатов для престарелых; сбор списков пациентов для персональной адресации открыток; информационно-разъяснительно-мотивационные встречи с педагогами, студентами;
2) Опрос пенсионеров - выявление запросов на обучение у студентов; и выявление возможностей пенсионеров для обучения студентов; мотивирующие встречи со студентами; размещение информации о предстоящих занятиях; набор групп; аренда помещений для проведения занятий; составление расписания; приобретение материалов, необходимых для проведения занятий; консультации для студентов об особенностях работы с людьми старшего возраста;
3) Поиск помещений для проведения киноклуба; отбор фильмов; приглашение специалистов для проведения встреч; размещение информации о предстоящих встречах в киноклубе
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе реализации
*
1) Подготовка и передача через педагогов обращения к школьникам и просьбой принять участие в акции; поддержание контакта с педагогами; разъяснение через педагогов детям и родителям того, что желательно, и что не допустимо в поздравительных текстах; сбор открыток; передача руководителям домов-интернатов.
2) Обеспечение помещений для занятий; решение текущих вопросов; составление списков участников, осуществление фото-видеосъемки, размещение информации в СМИ и соцсетях организации;
3) Информация в СМИ и соцсетях о предстоящих встречах киноклуба; подготовка помещения; просмотр фильмов, организация диалога, обеспечение соблюдения правил диалогического общения, сбор обратной связи о проведенном мероприятии
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе завершения
*
Практика пролонгируется. Но можно выделить условно завершение "сезонов" ее реализации.
1) Фото вручения открыток в домах престарелых. Благодарственные отклики от пациентов и руководителей, которые передаются участвующим в акции школьникам.
2) Сбор обратной связи от участников занятий, изучение уровня удовлетворенности, предложений по дальнейшему развитию направления взаимообучения.
3) Сбор обратной связи и предложений новых фильмов к просмотру и тем для обсуждения.
Какие действия реализуются, технологии и методики используются на этапе развития
*
Для развития практики специальных новых действий и технологий не предусмотрено.
Требуемые ресурсы (материальные, человеческие, информационно-методические)
*
Материальные: расходные материалы для открыток и занятий по художественному и декоративно-прикладному  направлению; помещения для проведения занятий и встреч в киноклубе.
Человеческие: педагоги, готовые включиться со своими воспитанниками в акцию; педагоги, методически помогающие студентам в подготовке занятий для пенсионеров; специалисты в области кинематографии и проблем, поднимаемых в фильмах (психологии, философии, социологии, педагогики и пр.).
Финансовые: возможность оплачивать работу приглашенных специалистов и аренду помещений.
Информационные - СМИ, популярные у пенсионеров и у молодежи, для осуществления рекламной кампании и освещения ходе реализации практики
Партнеры по реализации практики
*
ВУЗы, ССУЗы, школы, центры дополнительного образования, СМИ, городское управление социальной работы, центры по работе с населением, дома-интернаты для престарелых
Непосредственные результаты практики (например, количество проведенных мероприятий, количество участников и проч.)
*
Общее количество пациентов, получивших "Добрые открытки" - более 400 чел.,
Общее количество пенсионеров (обучающих и обучающихся), принявших участие в занятиях, - более 150 чел.
Общее количество студентов (обучающих и обучающихся), принявших участие в занятиях - более 50 чел.
Общее количество участников встреч в киноклубе - более 40 чел.
Что изменилось в результате реализации практики
*
1) Пациенты домов престарелых смогли почувствовать себя чуть менее одинокими, ощутив тепло детских открыток и слов. Сами школьники поняли, что в их силах подарить тепло старому одинокому человеку.  
2) Изменилось восприятие друг друга старшими и молодыми: обнаружилось, что они интересны друг другу; наметилась тенденция к взаимоуважительному диалогу, в ходе которого снизился уровень назидательности у старших. Пенсионеры ощутили и осознали востребованность своих знаний и умений, а также увидели много положительных черт в современных молодых, о чем неоднократно писали в отзывах.
Риски, связанные с реализацией практики
*
1) Риск усиления чувства брошенности и одиночества у пациентов домов престарелых в случае, если в очередной Новый год они не получат поздравления ("Мы в ответе за тех...")
2) Риск невозможности продолжения занятий связан с ростом учебной нагрузки на студентов и педагогов, из-за чего возможны отсутствие времени, сил и мотивации к продолжению занятий

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

География проекта
Хабаровский край
Сроки проведения
01.11.2020 по настоящее время

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ