Передвижной музей «Чемодан историй»
база практик

Передвижной музей «Чемодан историй»

История и краеведение Связь поколений Забота рядом
География проекта
Пензенская область
Сроки проведения
Цель проекта:
Апробация методики взаимодействия «серебряных» волонтеров с маломобильными пожилыми людьми, результатом которого станут творчески оформленные экспозиции, основанные на пережитом опыте и воспоминаниях.
   
Задачи:

1. Обучить волонтеров биографическим методам работы с пожилыми людьми.
2. Организовать и координировать работу волонтеров с маломобильными пожилыми людьми по созданию передвижных «музеев в чемодане».
3. Организовать мероприятия в 5 школах г. Пензы: презентации передвижных «музеев в чемодане», подготовленных пожилыми людьми, пережившими исторические события.
4. Подвести итоги проекта «Передвижной музей «Чемодан историй»»: презентовать созданные экспозиции, собрать и обработать отзывы непосредственных участников проекта и посетителей передвижных экспозиций.
5. Транслировать полученный опыт работы с маломобильными людьми и «серебряными» волонтерами в рамках проекта, подготовить методические материалы «Биографические методы работы с пожилыми людьми» для представителей НКО и других организаций, работающих с людьми пожилого возраста.

Краткое содержание всего проекта, основная суть:

При работе с пожилыми людьми, особенно такими, кому за 70, наблюдается процесс их постепенного перехода  из категории мобильных в категорию маломобильных и немобильных людей. И основная задача состоит в том, чтобы не просто уделять внимание этим людям, а именно способствовать их посильной активности и укреплению чувства уверенности, что они нужны, интересны, востребованы. Это - главная психологическая составляющая здоровья и активного долголетия пожилого человека. В рамках данного проекта мы хотим апробировать методику взаимодействия «серебряных»  волонтеров с маломобильными пожилыми людьми. Результатом данного взаимодействия станут творчески оформленные экспозиции («музеи в чемодане»), основанные на  пережитом опыте и воспоминаниях, демонстрирующие уникальные вещи, документы, фотографии. В дальнейшем эти экспозиции можно будет выставлять для ознакомления в школах, на различных мероприятиях, связанных с историей, краеведением и памятными датами.

Описание технологий и методик, используемых в рамках проекта:

История жизни: периоды, события, поворотные точки, случай;
Техника диалога, как основного инструмента работы в рамках биографического метода;
Биографическое интервью;
Эмоциональная составляющая в работе памяти и в воспроизведении истории жизни;
Роли человека по отношению к историческому событию: очевидец, участник, современник, наследник;
Методы и приемы биографической работы: разговорное кафе, самопрезентация, биографическое лото.

Основные достигнутые результаты:

Подготовлено 26 «чемоданов историй»;
Участвуют 73 пожилых человека;
Посещение с презентациями в школах г. Пензы расписано на год вперед;
За октябрь 2017 г. организовано 4 презентации проекта.

Практический пример (далее «вид деятельности») «Чемодан историй» 

  1. Ход осуществления вида деятельности


Какие виды работы проводятся с целевой группой?

Возможны 2 формы применения методики: для мобильных пожилых людей и тех, кто ограничен в возможностях передвижения.


Для мобильных пожилых людей


  1. Проводится общая встреча для всех, кто интересуется историей своей семьи, своего населенного пункта, города, страны. На встрече сообщается, что есть возможность подготовить мини-экспозиции (темы мини-экспозиций могут быть определенными, или любыми, как захотят сами авторы). Мини-экспозиции должны умещаться в чемодан. Желательно, чтобы чемодан имел вид чемодана выпуска до середины прошлого века, или стилизован под него. Желающим подготовить «музей в чемодане» нужно будет посетить несколько встреч, чтобы определиться с выбором темы, экспонатами и подготовить рассказ о своей экспозиции. Желающие принять участие в таком проекте записываются. В зависимости от количества желающих делятся на группы. Если больше 20 человек, то лучше разделить на подгруппы. Назначается расписание встреч.

  2. Встречи для подготовки экспозиции.

Встречи проводятся в формате «разговорного кафе». Желательно, чтобы у приходящих на такие встречи была возможность находиться за столиками по 4 человека. Возможно создание «атмосферы»: купе поезда или уютного кафе. 

Встреч, предшествующих основному этапу подготовки экспозиции может быть 2-3, в зависимости от пожеланий самих участников.

На встречах участники делятся воспоминаниями. Ведущий этих встреч – координатор  должен заранее либо подготовить список тем, которые могут быть интересны приходящим на встречи, либо продумать что можно вспомнить и обсудить в хронологическом порядке (по годам).

Итогом встреч должен стать выбор каждого из участников проекта: конкретная тема, которой будет посвящена «экспозиция в чемодане».

  1. Параллельно с проведением встреч можно заняться поиском или объявить сбор старых чемоданов. На данном этапе могут найтись люди, которые захотят заняться ремонтом старых чемоданов или стилизаций новых чемоданов под старые.

  2. После выбора темы экспозиции участники собираются еще на 2-3 встречи, которые проводятся в формате консультаций, где обговаривают какие экспонаты могут войти в экспозицию, как их расположить, как оформить «музей в чемодане» и какой подготовить рассказ.

  3. Параллельно на этапе встреч-консультаций можно заняться, если необходимо, поиском ресурсов для оформления самих экспозиций. Могут найтись желающие, которые не оформляют свой «чемодан историй», но захотят помочь тем, кто это делает: сделать рамки, оформить портфолио или альбом, сделать мини-витрины и т.п.

  4. На период подготовки «музеев в чемодане» - встречи, консультации, создание самих экспозиций отводится не более 3-х месяцев, иначе, у некоторых участников пропадает интерес и желание.

  5. Определяется конкретная дата или даты (если участников много), когда будет организована презентация «музеев в чемодане». Желательно, чтобы презентация проходила в помещении достаточно просторном, чтобы можно было свободно перемещаться от одного «музея в чемодане» к другому, где авторы будут рассказывать истории и показывать экспонаты.  Если такое помещение найти проблематично, то можно каждого автора экспозиции попросить рассказать и показать свои экспозиции в порядке очереди.

  6. По итогам презентации для авторов экспозиций организуется встреча, где происходит обмен впечатлениями, даются советы и рекомендации. На встречу можно пригласить не только самих авторов, но и тех, кто дал чемодан, помог с оформлением экспозиции и просто тех, кто был на презентации. В этом случае обратная связь по результатам проекта будет более полной.

  7. На итоговой встрече можно определить тех авторов экспозиций, которые, уже имея собственный опыт, смогли бы помочь другим пожилым людям составить подобные «музеи в чемодане», т.е. стать волонтерами. Также можно определить тех, кто бы хотел участвовать во встречах с молодежью и представлять на этих встречах свои «чемоданы историй».

  8. Именно с момента определения волонтеров возможно применение данной методики для немобильных и маломобильных пожилых людей. Не прошедшие этап подготовки волонтеры не смогут стать эффективными помощниками в создании «чемоданов историй» другим пожилым людям.


Для немобильных и маломобильных пожилых людей

Основное отличие применения данной методики для этих категорий пожилых людей будет заключаться в том, что работа будет проводиться не по группам, а по парам: волонтер и маломобильный или немобильный пожилой человек.


  1. На подготовительном этапе проводится определение участников – маломобильных или немобильных пожилых людей, которые хотели бы подготовить свои «чемоданы историй».

Это можно сделать при помощи обзвона или во время посещения их. Координатор работы с маломобильными людьми или волонтер рассказывают, что есть возможность создать «музей в чемодане» и предлагают присоединиться к данному проекту.


Лучший результат получается, если волонтер и пожилой человек с ограниченными возможностями передвижения уже знакомы, т.е. они уже знали друг друга раньше, соседи, или это волонтер и подопечный. В таком случае не нужен период знакомства друг с другом, на который необходимо не менее 3-4 встреч.


  1. Создание «чемодана историй» маломобильным или немобильным пожилым человеком с помощью подготовленного волонтера начинается со встреч и обсуждений. Тематика встреч будет зависеть от предпочтений самого пожилого человека или от того, что предложит волонтер, исходя из опыта встреч, на которых он присутствовал сам во время подготовки. 


Встреч волонтера и его подопечного, который составляет экспозицию в чемодане, может быть 2-4. Итогом встреч-бесед должен стать выбор темы, по которой может быть подготовлена экспозиция. 


  1. Параллельно, во время встреч, маломобильный или немобильный человек может демонстрировать экспонаты, которые он хотел бы включить в свой «музей». Иногда выбор темы экспозиции зависит от наличия экспонатов, которые есть в наличии у автора. 


  1. Далее проводятся встречи-консультации, которых так же может быть от 2 до 4. 


Задачи волонтера на этом этапе:

- помочь пожилому человеку с ограниченными возможностями передвижения определиться с темой экспозиции;

- подобрать экспонаты и оформить их для демонстрации;

- помочь найти или оформить чемодан;

- помочь составить рассказ по экспозиции;

- помочь выступить с презентацией своего «музея в чемодане».


 5.Помочь маломобильному пожилому человеку презентовать свой «музей в чемодане» волонтер может несколькими способами: 

6. Помочь добраться до места, где будет проходить презентация музеев в чемодане, чтобы пожилой человек выступил сам; 

7. Если маломобильный или немобильный человек сам на встречу на поедет, то помочь ему записать рассказ пожилого человека на диктофон и во время презентации показать все экспонаты (но это при условии, что пожилой человек доверит экспонаты своего «музея» волонтеру); 

8. Также при условии, что пожилой человек доверит экспонаты своего «музея» волонтеру, волонтер может подготовить рассказ по экспозиции с представить ее на презентации.

Исходя из нашего опыта, пожилые люди и волонтер, как правило выбирают 1 или 3 варианты.

9. Если есть возможность видеозаписи, то выступление на презентации волонтера можно заснять на видео, а потом продемонстрировать его автору экспозиции, чтобы он оценил и дал, если необходимо, рекомендации как сделать презентацию лучше.

10. На всех этапах по составлению «музея в чемодане» волонтера со своим подопечным практическую и консультационную помощь оказывает координатор.

2. Польза для пожилых

Какую пользу получают благодаря этому виду деятельности пожилые?

Возможность поделиться своей жизненной историей, продемонстрировать свой опыт, достижения, показать уникальные вещи, документы или фотографии, которые у них хранятся. Большинство пожилых людей, которые начинают составлять экспозицию «Чемодан историй», в основном, выбирают истории своей семьи, истории, связанные с их профессиональной деятельностью, путешествиями.  Реже выбирают тематику встреч с интересными людьми и периодами истории (например, военное детство).

Для маломобильных и немобильных пожилых людей – это возможность почувствовать свою нужность, востребованность, интерес со стороны других людей к событиям, которые они пережили и, которые для них важны, это для них – возможность стать причастным к интересному проекту, «выйти за пределы своей квартиры».


3. Польза для волонтеров

Какую пользу получают благодаря этому виду деятельности волонтеры?

В нашей работе мы привлекали «серебряных» волонтеров, которые вначале сами составили «музеи в чемодане» и усвоили алгоритм этой работы, а затем помогли это сделать другим пожилым людям. Но возможно привлечь и молодых людей, особенно тех, кто увлекается историей или внуков и правнуков пожилых людей. Во время работы над составлением мини-экспозиций волонтеры учатся общаться, узнают новое и интересное, а также получают позитив и моральное удовлетворение от того, что участвуют в сохранении живой истории, уникальных исторических материалов.


4. Предпосылки для участия волонтеров.


Какие навыки и умения необходимы для участия в этом виде деятельности со стороны волонтеров?

Собственная мотивация волонтеров.

Волонтерам необходимо пройти обучение и получить собственные результаты.

Волонтерам необходимо уметь выстраивать беседу с пожилым человеком, уметь выбирать главное и основное из объема информации, уметь отбирать материалы, относящиеся к основной тематике. 

Желательно уметь:

делать сканы и ксерокопии документов, фотографий, 

составлять конспект выступления, 

выступать для зрителей, 

пользоваться фото- и видео-камерой.


5. Количество и возраст волонтеров.

Сколько волонтеров необходимо и какого возраста?

В нашем проекте «Чемодан историй», который был реализован в 2017-2018 гг. были подготовлены 54 волонтера, которые создали 42 «музея в чемодане» (12 человек не смогли закончить свои экспозиции в силу личных причин, болезни и смерти). Волонтеры возраста 1935-1945 гг. рождения. Данный проект осуществлялся при финансовой поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко.

В дальнейшем подготовленные волонтеры помогали подготовить «музеи в чемодане» немобильным и маломобильным участникам уже в рамках проекта «Дети войны: активное долголетие» по программе «Место встречи: диалог». Из уже подготовленных волонтеров 31 продолжили работу по составлению экспозиций со своими подопечными, были подготовлены еще 19 человек, в том числе 4 – родственника немобильных и маломобильных участников проекта.

За период 2018-2019 гг. волонтеры вместе со своими подопечными смогли подготовить 23 передвижных музея «Чемодан историй». Еще 15 музеев находятся на стадии доработки.

6. Поддержка для волонтеров


Какие поддержка или инструктаж необходимы волонтерам ?

Для волонтеров желательно организовать консультации специалистов музейного дела, которые расскажут как создается экспозиция и как составляется рассказ по экспозиции. Лучше всего это сделать во время посещения музейной экспозиции или договориться с сотрудниками музея. Во время реализации нашего проекта «Чемодан историй» в 2017-2018 гг. мы заложили дополнительные средства, чтобы организовать для волонтеров такую встречу в музее.

Волонтерам необходима поддержка и консультации на всех этапах работы. Чаще всего обращаются за психологической поддержкой во время эмоциональных реакций пожилых людей: как успокоить, как найти тему, чтобы отвлечь от волнующих воспоминаний, как понять можно ли продолжать разговор или перенести.

За время реализации проекта накоплен определенный багаж ситуаций, которые возникали и могут возникнуть, поэтому уже можно провести групповой тренинг. Пока были только индивидуальные консультации по  возникающим ситуациям.

7. Предпосылки для участия пожилых.


Какие условия должны выполнить пожилые для участия в этом виде деятельности?

Желание создать собственную мини-экспозицию, желание поделиться историями своей жизни, желание взаимодействовать с волонтерами при подготовке экспозиции, желание общаться с молодежью.

  1. Необходимое время (по каждому виду работы + частота + время суток).


Сколько времени занимает вид работы, как часто и в какое время суток он выполняется?

Групповые встречи при обучении волонтеров длятся не более 2-х часов. Оптимально – 1,5 часа. Периодичность встреч - 1 раз в неделю или 1 раз в 2 недели.

Встречи волонтеров с подопечными – не больше 1 часа. Периодичность встреч – не чаще 1 раза в неделю. Оптимально – 1 раз в 2 недели, т.к. у волонтеров, по крайней мере, у тех кого привлекали мы, есть еще другие дела и обязанности.

Консультации могут занимать от 15 мин. до 1 часа. Периодичность встреч и возможность телефонных консультаций определяет координатор, исходя из своих возможностей и потребностей волонтеров.

Время суток – предпочтительно первая половина дня. Это время суток наиболее оптимально для пожилых людей.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

География проекта
Пензенская область
Сроки проведения

ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ В РЕГИОНЕ