Проект «Театр для пожилых»
Цель проекта
Развитие творческих способностей пожилых людей средствами театрального искусства с целью их активизации, социальной адаптации, удовлетворения потребности в театральном творчестве и самореализации.
Задачи проекта
- Развитие творческого воображения, фантазии, самостоятельного мышления.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие речевого аппарата слушателей.
- Развитие навыков публичного выступления.
- Формирование навыков работы в театральном коллективе.
- Формирование знаний, умений и навыков актерского мастерства.
- Формирование знаний, умений и навыков по сценической речи.
- Формирование навыков сценического действия и навыков основ драматизации.
- Научить участников проекта работать в творческом коллективе над созданием совместного продукта — спектакля.
- Подготовить и представить постановку спектакля силами участников проект.
Этапы проекта
Начальный этап проекта — обучение в театральной студии. Состав участников формировался из слушателей Университета для пожилых, представителей клубов ветеранов и всех желающих. Обучение в театральной студии прошли 22 человека. Состав слушателей — активные пожилые граждане. пенсионного возраста, имеющие творческий потенциал и желание выразить через творчество свое отношение к жизни.
Программа обучения предусматривала проведение теоретических и практических занятий, тренингов, мастер-классов, этюдов. В содержании программы были включены занятия по общим вопросам сценического творчества, с использованием специальных технологий и мастер-классы. В результате данного обучения слушатели освоили терминологию театрального искусства, познакомились с особенностями истории русского театра, технологией процесса создания спектакля.
Заключительный этап проекта — подготовка и постановка спектакля по выбранному произведению под руководством режиссера. Премьера спектакля для слушателей Университета для пожилых и выступления в комплексных центрах социального обслуживания населения, в домах-интернатах для престарелых инвалидов.
Технологи и методики
В работе студии использовались лекции-беседы, мастер-классы, театральные этюды, тренинги, в том числе психологические, видеоуроки, выездные занятия в учебном театре Кировского колледжа культуры.
Результаты
Участие в деятельности театральной студии способствовало продлению
творческой, активной жизни пожилых людей-участников проекта, предоставлению
широких возможностей для его самовыражения, сохранению энергии и
оптимизма, а, следовательно, активному долголетию.
Участие в данном проекте обеспечивает реализацию и развитие творческих
способностей пожилых людей средствами театрального искусства.
Занятия в театральной студии способствовали преодолению
психологической инертности, присущих возрасту, замкнутости «домашнего быта»,
поддержанию стремления к полноценной, активной жизни, установлению
дружеских контактов граждан пожилого возраста.
Премьерный спектакль «Корабль времени», поставленный коллективом
студии, показан пожилым людям, посещающим факультеты Университета для
пожилых людей, вызвал искренний интерес.
Проведено 4 выступления с подготовленным спектаклем в комплексных
центрах социального обслуживания населения, в доме-интернате для
престарелых инвалидов, в центре семьи.
Дополнительная информация
Очень важным и значимым считаем участие в реализации проекта двух
поколений, как в теоретической подготовке, так и в работе над спектаклем. И
название — «Корабль времени» не случайно. Идея спектакля очень актуальна.
Сюжет построен на основе поиска контакта двух поколений — старшего и
младшего, который начинается с противодействия, конфликта, а затем через
компромисс переходит в фазу понимания друг друга. В сценическом материале
использованы произведения Чехова и Шукшина, яркие и ироничные.
«Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут, и мы должны
встать за руль — вместе!» — этой фразой заканчивается театральное действие, и
сама игра в одном спектакле представителей двух поколений вселяет оптимизм и
надежду. Актеры показали, что любой конфликт можно разрешить с помощью
компромисса, который позволяет понять и принять мнения других.
Еще один полезный момент — привлечение к учебному процессу театрального
психолога, снимающего страхи самодеятельных серебряных артистов перед
публикой специальными тренингами.
А то, что театральное искусство близко и интересно пожилым людям,
убедительно подтверждает тот факт, что после спектакля подходили желающие с
вопросом: «А где можно записаться в театральную студию?»