Школа геронтоволонтера «Пожилые помогают пожилым»
Территория
Кировская область, г.Киров.
В городе Кирове на 1 января 2015 года численность населения составляет 487138 человек.
Численность граждан старше трудоспособного возраста — 125875 человек (26 %).
Цель проекта
Реализация активной жизненной позиции в пожилом возрасте посредством самореализации в общественной деятельности в качестве волонтеров-организаторов и развитие геронтоволонтерства в Кировской области.
Задачи проекта
- Развитие геронтоволонтёрства в Кировской области.
- Подготовка геронтоволонтеров в Школе геронтоволонтера «Пожилые помогают пожилым».
- Разработка социальных проектов по работе с пожилыми силами геронтоволонтеров с последующей реализацией.
- Привлечение внимания СМИ к проблемам старшего поколения, формирование положительного образа пожилого волонтера.
- Создание постоянно действующего отряда геронтоволонтёров.
Целевая аудитория проекта: Активные пожилые кировчане, способные и желающие помочь своим ровесникам.
Партнёры проекта:
- Министерство социального развития Кировской области —главный партнёр проекта.
- Кировская государственная медицинская академия.
- Областной совет ветеранов.
Актуальность проекта:
26 % населения г.Кирова — граждане старше трудоспособного возраста.
- Наличие у пожилых людей потенциала знаний, опыта и желания помогать другим, который зачастую не находит реализации в повседневной жизни.
- Отсутствие в нашей области и городе на сегодняшний день культуры и практики участия пожилых в жизни общества в качестве волонтеров.
- Наличие практики геронтоволонтерства в ряде регионов Российской Федерации —Самаре, Курске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и др.
- Итоги анкетирования среди пожилых граждан г. Кирова и Кировской области.
Итоги анкетирования:
- 49,6 % участников опроса имеют высшее и среднее профессиональное образование, 45,7 % — среднее. Лишь 4,7 %имеют начальное образование.
- 75,7 % респондентов выразили положительное отношение к волонтерству и лишь 3,6 % — отрицательное.
- В то же время 20,7 % на вопрос об отношении к волонтерству выбрали вариант «затрудняюсь ответить», что говорит о недостатке информации о содержании волонтерства и его значимости в оказании различной помощи пожилым людям.
- на вопрос: «Что привлекает в волонтерстве?»:
45,5 % ответили, что оно дает ощущение своей нужности людям; 17 % — расширяет повседневные связи и контакты с людьми; 14% — дает возможность проявить свои способности;
13, 5 % — может приносить удовлетворение;
10 % — повышает самооценку.
Подготовительный этап реализации проекта
- Набор слушателей в Школу геронтоволонтёров, разработка учебной программы.
- Поиск ресурсов для реализации проекта —материальные ресурсы, кадры (состав тренеров), база для проведения выездного лагеря.
- Для желающих стать добровольцем — проведение анкетирования.
Этап реализации проекта
- Обучение в Школе геронтоволонтёра «Пожилые помогают пожилым» по 72-часовой уч. программе.
- Отбор и обучение наиболее успешных и активных слушателей для обучения в выездной Школе геронтоволонтёра!
- Формирование постоянно действующего геронтоволонтёрского отряда.
Содержание программы обучения
Программа обучения включала: основы права, основы социальной работы, психологии, компьютерные технологии в работе с пожилыми, здоровый образ жизни в пожилом возрасте, знания и навыки по уходу за пожилыми людьми, оказания несложной медицинскую помощь, основы организации работы волонтеров, навыки работы в команде.
В программе обучения — встречи со специалистами органов социальной защиты населения, здравоохранения, практикумы, тренинги, выездные занятия.
Результаты проекта
- За период проекта В Школе обучено 40 пенсионеров.
- Разработано методическое пособие для волонтёров, работающих с пожилыми людьми объемом 36 страниц.
- Разрушен стереотип, что волонтёры — это в основном молодые люди.
- Популяризация и развитие геронтоволонтёрского движения в Кировской области.
- Освоение новых знаний и навыков помогли слушателям стать более уверенными в себе, поверить в свои силы.
- У слушателей Школы геронтоволонтёра сложились новые контакты, новые связи, появились новые возможности для общения.
- Показал возможности для самореализации в современном обществе.
- Один из 5 —ти проектов, разработанный геронтоволонтёрами, направлен на конкурс «Серебряный возраст».
- Отработана технология межпоколенческого сотрудничества между студентами и пожилыми в подготовке геронтоволонтёров и дальнейшей совместной работе.
- Проект дал возможность применения новых приобретённых знаний и навыков, приобретенных в Школе геронтоволотнёра, в повседневной жизни (уход за родствениками, решение конфликтных ситуаций, использование Интернет-технологий).
- Сформировалась команда единомышленников.
- За период реализации проекта в СМИ размещено более 20 публикаций что способствовало популяризации геронтоволонтерства.
При организации «Школы геронтоволонтёра» ВАЖНО:
- тщательное планирование всех этапов проекта;
- обязательное проведение пиар-кампании проекта;
- поиск партнеров по реализации проекта;
- информационная открытость проекта на всех этапах — от планирования до реализации.
Трудности, с которыми столкнулись в проекте:
- у многих граждан пенсионного возраста нет чёткого представления о геронтоволонтёрстве , т.к. в отличие от ряда городов, геронтоволонтёрского движения в Кирове до реализации проекта не было, поэтому приходилось много времени уделять разъяснительной работе, как следствие затрачено гораздо больше усилий на комплектование группы, чем планировалось;
- в Школе геронтоволонтёра были как работающие пенсионеры, так и не работающие , т.о. сложность была в составлении расписания, чтобы все могли присутствовать на занятиях;
- не все слушатели Школы владели навыками работы на компьютере, в связи с чем у некоторых были трудности в выполнении домашнего задания, с ними пришлось заниматься дополнительно.